Великий симфонист — Густав Малер. Передача первая
1 апреля 2010
В выпуске программы ее авторы и ведущие возвращаются к своей излюбленной теме — феномену жанра симфоний. Каким этот жанр был в самый момент его появления в конце XVII столетия и каким он стал к началу XXI века? Ведь это явления настолько различного порядка, что кажется даже не вполне корректным и то и другое называть одним словом «симфония»…
Но сколь бы серьезные трансформации не претерпевала симфония на протяжении своей долгой и одновременно блестящей истории, она всегда оставалась чутким камертоном — отражением умонастроений той эпохи, которая и подарила ей жизнь. Неудивительно, что симфония шаг за шагом проживала историю последних трехсот лет развития человечества, меняя свой облик с легкой инструментальной интермедии времен королевских дворцовых увеселений на эффектную музыкально-театральную композицию Эпохи Просвещения, с гражданской драмы бетховенского времени на романтическую историю потерянного сердца. Каждое из этих обличий существовало до тех пор, пока находило в себе внутренние силы быть интересным самому времени. Как только в восприятии жанра происходил перевес от новаторства и инициативы к подражательству и эпигонству сразу настоятельно требовался прорыв в новые, прежде неизвестные пространства симфонии, как феномена музыки.
Одним из тех, кто радикально изменил концепцию жанра симфонии и буквально перевернул его основы, был, конечно, Густав Малер. О нем сегодня и идет речь в программе «Евромикс»…