Симфонии Брамса. Передача вторая
25 февраля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Брамс начал Третью симфонию в 1882 году и завершил летом следующего года в Висбадене. Так гласит официальная история написания симфонии, хотя, вероятно, что музыка симфонии родилась чуть раньше указанных дат: еще в 1880 году, когда Брамс работал над вскоре оставленным «Фаустом»…
С пианистом Игнацем Брюллем Брамс впервые показал друзьям свое новое сочинение в версии для 2-х роялей в обстановке, призванной обычно демонстрировать не музыку, но инструментарий. Импровизированный концерт состоялся прямо в магазине известного венского фабриканта и изготовителя роялей Фридриха Эрбара, 9 ноября 1883 года. За этим последовало еще одно выступление Брамса в качестве автора новой симфонии — на этот раз в концерте в честь Эдуарда Ганслика 22 ноября. Первое же оркестровое исполнение произошло буквально спустя десять дней — 2 декабря при участии Венских филармоников и все того же Ганса Рихтера (к тому времени для дирижера уже стало особой честью быть первым исполнителем симфоний, только что вышедших из-под пера Брамса и копиистов.)
Вообще, симфонии Брамса — это своего рода дилогия: Первая и Вторая появились подряд (несмотря на долгое рождение Первой, о которой уже шла речь, ее окончательный вариант и новая партитура Второй симфонии появились одна за другой: в 1876 и 1877 годах). Тоже повторилось и с двумя следующими симфониями: сразу по окончании Третьей Брамс уже летом 1884-го принялся за № 4. Словно спеша реализовать весь огромный и накопленный за два десятилетия поисков потенциал для создания симфонии.
Получившийся Квартет брамсовских симфоний — разные стороны натуры самого композитора, мягкого и вспыльчивого одновременно. Первая — героическая, Вторая — пасторальная и радостная, Четвертая грозной поступью финальной пассакальи, погружает в мир трагедии, а Третья — это романтический порыв и полет, тихая печаль и ностальгия по доброй улыбке, и мудрое смирение…
А удивительно здесь то, что по идее симфония должна была провалиться — учитывая ее сложность (как для исполнения, так и для понимания), ее образ, словно ускользающий от слушателя и наполненный несвойственной жанру симфонии в целом мягкостью и исповедальностью тона. Да и в контексте отношения Вены к самому Брамсу и изнурительного противостояния с ревностными хранителями дела совсем недавно ушедшего Вагнером, все говорило о том, что симфония, прозвучав раз, другой, будет забыта. И тем не менее, этого не случилось. Отчасти потому, наверное, что Третья симфония, пожалуй, самая «искренняя» из всех четырех, и уж точно самая романтичная. Причем романтичная скорее в смысле Шумана, в смысле первой половины 19 века, чем среди 80-х годов столетия, когда была написана эта симфония.
Что касается Четвертой симфонии (ми-минор, опус 98), то это сочинение знаменательно во многих отношениях. Именно в ней получили самое совершенное воплощение те образы и мысли, которые составляют самую сущность симфонизма Брамса — удивительное соединение сердечной искренности и рациональной композиции, новых идей и старинных форм, как будто слегка улыбающейся печали и как будто чуть плачущей радости.
Итак, летом 1884-го года Брамс по совету друзей поселился в местечке Мюрццушлаг. Сюда же он приехал и летом следующего года. За это время и была создана Четвертая симфония. В письме к Гансу Бюлову Брамс сообщает своему другу: «У меня есть несколько антрактов — то, что в совокупности обычно называют симфонией». Бюлов, после нескольких репетиций этих «антрактов» с мангеймским оркестром, рассказывал о симфонии в письме одному берлинскому антрепренёру: «Четвертая грандиозна, в высшей степени самобытна, в высшей степени нова, рождена могучей индивидуальностью, дышит необыкновенной энергией от первой до последней ноты». Брамс сам дирижировал премьерой симфонии в Мейнингене 25 октября 1885-го года.