Симфонии Брамса. Передача первая
18 февраля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Симфонии Брамса: самые интересные моменты, связанные с историей создания симфонической летописи жизни композитора и с тем, что же на самом деле происходит на страницах брамсовских симфонических партитур. В фокусе этого выпуска программы — первые две симфонии композитора…
Где-то в 30-х годах XIX-го века в музыке обнаружился своего рода симфонический кризис. Роберт Шуман как-то написал знаменитую рецензию на «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза, и, разумеется, не мог не поговорить о симфонии вообще. Тогда он совершенно недвусмысленно сказал о том, что после Девятой симфонии Бетховена появилась абсолютно законная причина считать, что «масштабы и цели симфонической музыки исчерпаны». Кстати, сам Шуман выпустил в свет свою первую симфонию только в 1841 году, не просто через 11 лет после «Фантастической» Берлиоза, но и после двух других известных его симфоний — «Гарольда в Италии» и «Траурно-триумфальной» симфонии.
Но при этом тот же Шуман, познакомившись с молодым Брамсом, написал о нём, что это прирождённый симфонист и ему просто суждено писать симфонии. Хотя к тому времени Брамс ещё не написал ни одной. А свою первую Брамс создал, когда ему было 43 года, через много лет после смерти Шумана. Сам автор говорил, что его останавливало «наследие Бетховена». Только когда ему перевалило за 40 он нашёл пути, чтобы как-то преодолеть этот психологический барьер.
И, конечно, Брамс вовсе не поблагодарил Ганса фон Бюлова, когда тот назвал его Первую симфонию Десятой симфонией Бетховена. Кстати, потом, после Первой, остальные три симфонии композитор написал относительно быстро. Возможно, потому что перестал работать с оглядкой на великого предшественника…