Фестиваль старинной музыки в Утрехте — 2009. Передача первая
26 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На сегодняшний день фестиваль в голландском Утрехте один из самых капитальных и престижных форумов старинной музыки в мире. Все, кого приглашают в Утрехт, представляют там свои лучшие работы и достижения…
Каждый год фестиваль посвящается определённой теме. Вот, например, некоторые из них. «Национальное наследие Кальфскина — традиции исландской музыки», «Музыка как необходимое зло — любовь, секс и насилие в Средние века», «Ламентации», «Неизвестные сокровища старинной нидерландской песни». Не правда ли, иные из перечисленных тем могут показаться чересчур интригующими и даже спорными, но уверяем вас, что за всем этим скрывается море прекрасной и необычайно интересной музыки, причем большая ее часть для публики в новинку.
Фестивальный сезон 2009 года (28 автгуста — 6 сентября) проходил под знаком немецкой музыкальной культуры в туманных климатических условиях прекрасного Альбиона. Одним словом, — «Three Germans in England: Handel, Haydn, Mendelssohn and a bit of Purcell», что значит «Трое немцев в Британии: Гендель, Гайдн, Мендельсон, не считая Перселла».
Все трое — «герои» 2009 года, в течении которого отмечалось 250-летие со дня смерти Генделя, 200-летие со дня смерти Гайдна и 200-летие со дня рождении Мендельсона. Впрочем, одними юбилеями не отделаешься. Организаторы нашли и необходимую для фестиваля изюминку: «Гендель, Гайдн и Мендельсон — все они творили и работали в Англии, где достигли огромного успеха». Но это при жизни. А затем их сменило новое «увлечение» британских слушателей: Бах вместо Генделя, Бетховен вместо Гайдна, а на смену Мендельсону пришел Его Величество Вагнер.
>> ГЕНДЕЛЬ. Как бы то ни было, Гендель не мог жаловаться на недостаток внимания к своей персоне — ни при жизни, ни к своему искусству после смерти. И хотя у Генделя, безусловно, были противники и конкуренты, порой и весьма влиятельные, как, скажем, представители итальянской оперной индустрии, но были у Генделя и гораздо более влиятельные защитники — в лице царствующих особ.
Так продолжается и по сей день, когда с появлением и развитием аутентичного направления в музыке интерес к музыке Генделя лишь усиливается. На протяжении последних нескольких десятилетий оперы Генделя переживают настоящий Ренессанс, благодаря постановкам Рене Якобса, Уильяма Кристи и Марка Минковски.
>> ГАЙДН. Ему не посчастливилось. Он проявил себя и стал знаменит как раз в тех жанрах, в которых потом его почти затмил Бетховен — в симфонии и квартете. И было такое время, когда Гайдн воспринимался как некий примитивный Бетховен. Что, конечно, неправильно. И одна из целей любого фестиваля старинной музыки, а тем более такого крупного, как Утрехтский, — помочь истории всё расставить по своим местам. Впрочем, такая могучая личность как Гайдн в такой помощи, в общем-то, и не нуждается. Он твёрдо занял своё место в истории, которое ещё более упрочилось, когда Гайдна стали играть на исторических инструментах.
К тому времени, когда Гайдн во второй раз покинул гостеприимный Лондон (1795 г.), чтобы вернуться в родную Вену. Он не брался за сочинение вокальной музыки уже более десяти лет. Пребывание в Лондоне — городе, наполненном хоровой музыкой Генделя, стимулировало воображение Гайдна в этой области творчества, и на пороге своего 70-летия композитор создал свои лучшие ораториальные произведения: Harmoniemesse (месса с духовыми инструментами) (1802), Die Schoepfung (1798), Die Jahreszeiten (1801).
>> МЕНДЕЛЬСОН. Еще один «герой» всего года и, соответственно, утрехтского фестиваля, — Мендельсон. На долю этого композитора выпали «переживания» иного рода: если Гайдн некоторое время воспринимался как примитивный Бетховен, то за Мендельсоном стараниями Вагнера и некоторых других закрепился ярлык «приторно-чувствительного иудейского искусства».
Однако в наши дни, музыка Мендельсона звучит гораздо чаще, чем Вагнера, и отнюдь не потому, что мы реабилитируем композитора за национальные пристрастия Вагнера. А потому, что музыка талантлива и говорит сама за себя. А на любом фестивале старинной музыке Мендельсону обеспечены хвала и почет как пионеру аутентизма, хотя бы и в смысле XIX-го столетия. В каком-то смысле можно сказать, что если бы не было Мендельсона, то возрождение музыки Баха и других старинных мастеров было бы отложено еще не на одно десятилетие.
Собственно, это и делает Мендельсона образцом для подражания практически для всех, кто занимается историческим исполнительством. Вплоть до того, что сейчас есть реконструкция не только исполнения Баха в стиле барокко, но и Баха так, как его играл Мендельсон в Берлине в 1829 году. Речь идет о знаменитом исполнении «Страстей по Матфею», организованным 20-летним Мендельсоном и басом Девриентом.
>> ПЕРСЕЛЛ. Лучше всего гений Перселла раскрылся в соло песнях. Серди них самые разные — легкие танцевальные, задумчиво-печальные, напоминающие оперные арии и даже целые кантаты… Именно песней Перселла из сборника «Британский Орфей» завершается эта программа «Евромикс», посвященная нынешнему фестивалю старинной музыки в голландском городке Утрехт