Шубертиада-2009
1 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Роберт Раушенберг, американский художник, авангардист второй половины ХХ века как-то сказал, что «живопись относится и к искусству, и к жизни. Я лишь пытаюсь действовать в промежутке между ними». Кажется, что история знает много таких моментов духовного единения искусства с жизнью, если говорить о музыке, то фестиваль «Шубертиада» — как раз один из них…
Музыка подобно живописи также двуедина и в искусстве, и в жизни. Отличия ее проявлений в этих двух областях — в разности акцентов: музыка как абсолютная красота, как категория ценная и уникальная сама в себе, и музыка как средство общения людей, как бесценная атмосфера для нравственного диалога и созерцания…
Итак, «Шубертиады» — фестиваль, основанный в 1976-м году мастером камерного пения Германом Преем и призванный воссоздать атмосферу домашнего музицирования, которая некогда сопровождала встречи Шуберта с друзьями. Эти встречи так и назывались — шубертиады.
Надо сказать, что Шуберт обладал еще меньшей практичностью, чем Моцарт. Он не умел заинтересовать своими сочинениями ни издателей, ни театральных деятелей, его ценили только близкие друзья. И единственно в чем ему сопутствовала удача и что дарило композитору радость — это была дружба. Еще в ученические годы Шуберт сблизился с молодыми любителями поэзии, музыки, живописи, философии. Возник тесный кружок, напоминавший русские литературные кружки времен юности Пушкина. Друзья встречались два-три раза в неделю, читали друг другу новые произведения, музицировали, а часто и просто развлекались: разыгрывали шарады, танцевали, и Шуберт охотно садился за фортепиано и импровизировал для танцующих вальсы и экосезы. Эти встречи — шубертиады, как называли их друзья, — были непринужденными, все чувствовали себя свободно, говорили откровенно. Да собственно, наверное, такие «встречи», а также выступления в домах любителей музыки и в любительских музыкальных обществах и были поначалу тем единственно возможным для Шуберта способом быть услышанным…
С тех пор каждый год в рамках «Шубертиады» проходит около 70-ти концертов, которые посещают в среднем 30 000 слушателей. В центре здесь, конечно, песни. Но звучат также и камерные инструментальные сочинения, пианисты дают сольные концерты и так далее. Одним словом, здесь можно услышать всё, что укладывается в рамки, так сказать, домашнего, камерного музицирования.
Последний фестиваль «Шубертиада», который проходил в Австрии этим летом, был призван создать именно такую атмосферу. Зал «Анжелика-Кауфманн Холл» в австрийском городке Шварценберге внешне напоминает скорее деревянный загородный дом, чем концертный зал. По мнению Берлинской газеты «Die Welt», сейчас этот зал входит в тройку лучших залов Австрии (вместе с Венским концертным залом и Моцартеумом в Зальцбурге). Перед началом концерта публика собирается на террасе зала, чтобы полюбоваться роскошным видом. А о начале концерта возвещают два валторниста — они играют шубертовские валторновые дуэты.
Это, конечно, не единственная инструментальная музыка, которая звучит на Шубертиаде. Более того, когда в фестивальных программах видишь такое обилие инструментального Шуберта, серьёзно задумываешься, и вот на какую тему… Мы привыкли думать о Шуберте как о композиторе, который написал, во-первых, очень много песен, и это главное, а во-вторых — он написал всё остальное. Но когда сталкиваешься с симфониями, сонатами, концертными ансамблями Шуберта — это серьёзно изменяет такую точку зрения. А если вспомнить ещё и о духовной музыке Шуберта и о его музыке для театра — то портрет композитора и вовсе получается другим…
В программе «Евромикс» звучат самые яркие фрагменты последней «Шубертиады».