«Пасхальная Мистерия» в Кракове
3 сентября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Есть среди религиозных праздников один — самый удивительный, который не остаётся незамеченным даже людьми, далёкими от церкви и веры. Это праздник могучего торжества жизни и света над смертью и мраком, праздник Воскресения и, потому, преображения времени. Речь идет о Пасхе…
Появление выпуска программы с пасхальной тематикой, казалось бы, несвоевременен. Формально, тема передачи не соответствует текущему моменту литургического календаря, но как праздник торжества вечной жизни он пребывает с нами ежечасно. Итак, «Пасхальная мистерия»… Впрочем, эта программа, учитывая специфику «Евромикса» не столько о событиях библейских, сколько о фестивальных. Именно так — «Пасхальная Мистерия» — называется международный пасхальный фестиваль, который ежегодно с блеском проходит в польском Кракове.
Само слово «мистерия» еще во времена античности обозначало проведение неких тайных культовых действ, доступных лишь посвященных пи избранным. Позднее, во времена средневековья, «мистерии» приобрели статус больших религиозных действ христианской тематики. Инсценировка библейских и евангельских сюжетов — нередко с участием площадных артистов-жонглеров, яркими пышными декорациями и прочими атрибутами сценической зрелищности — были органичной частью ежегодных городских празднеств. Можно смело сказать, что краковский пасхальный фестиваль в этом контексте выполняет условия жанра. Здесь можно найти и зрелищность, и изысканность, и известный аристократизм, правда, с одним «но».
С мистериями как с жанром репертуар фестиваля если и связан, то очень опосредованно, ибо к моменту, когда творили Вивальди, Перголези, Бонончини, Дзани, Сальваторе и другие герои фестивальных программ, мистерии были уже анахронизмом. Но слово «мистериум» можно понять и как таинство воскресения Христа, и в этом смысле временные рамки теряют значение. Ибо тема вечна…
Вот уже шестой год подряд Краков на время всей Святой Пасхальной недели в буквальном смысле слова превращается не столько в центр Европы, сколько в итальянскую резиденцию, в том смысле, что основными посвященными этой мистерии являются преимущественно итальянские артисты и итальянская музыка.
Как говорят организаторы краковской «Пасхальной Мистерии», еще 10 лет назад польские слушатели были убеждены в том, что история музыки создавалась лишь десятком австро-немецких композиторов. Этот стереотип должен был рухнуть еще пару десятилетий назад — когда во всем мире установилась мода на старинную музыку. Но в Польше идти в ногу с европейскими тенденциями удавалось не всегда. В конце концов, справедливости ради стоит сказать, что этот стереотип — о превосходстве немецких композиторов — не разрушен и по сей день. И благодаря таким форумам, как «Пасхальная Мистерия», сознание слушателя постепенно отходит от стереотипного мышления, открывая для себя новые горизонты и музыкальные просторы.
Однако, действительно ли краковский Пасхальный фестиваль открывает что-то новое? Ведь сегодня изобрести новое в фестивальном бизнесе довольно сложно, точно так же как современному композитору создать что-то свое в области музыкального языка. Тем более, что организаторам фестиваля чаще всего приходится идти на поводу у звездных исполнителей… Вопрос в том, насколько это давно известное в новой комбинации может создать иллюзию нового. В отношении краковской «Пасхальной Мистерии», при всех ее несомненных достоинствах в поисках утраченного времени и давно забытых партитур, создается парадоксальное (пусть и глубоко субъективное мнение), что ощущение традиции сломать невозможно. И именно благодаря ему кто-то еще ходит на концерты, и именно послушать Вивальди и Корелли, а не Дуранте или Сальваторе. Любая программа из давно утерянного и незаслуженно забытого сразу становится близкой и знакомой, как только раздаются звуки любого концерта Вивальди.
«Пасхальная мистерия» в Кракове… Две главные составляющие этого фестиваля — Пасха и великолепная музыка. Согласитесь, что как бы мы ни были заняты — в Пасху каждый из нас хотя бы слегка меняет привычный уклад жизни, подчиняясь ритму и заветам таинственных древних событий. И с другой стороны, как бы мы ни были заняты, всякий раз, когда звучит музыка такого уровня, как на краковской «Пасхальной мистерии», невозможно хотя бы на несколько минут не увлечься этим волшебным миром.