Симфонии XIX века
26 сентября 2008
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этой программе рассматривается развитие жанра симфонии в XIX веке — через творчество Бетховена, Брамса, Брукнера и Малера.
Именно в творчестве Бетховена симфония достигла своего идеала, который в течение долгого времени оставался недосягаемым и даже привел к своеобразному симфоническому кризису в 30-х годах XIX столетия. Симфония в музыке Бетховена обретает значение и глобальность. До этого, можно сказать, присутствовал некий прикладной эффект в симфонической музыке того времени. У Бетховена же симфония не может существовать «в пачке», она единична и исключительна… Симфонии Бетховена — это музыкальная драма, где основная тема — это мир и человек в нем.
Другим выдающимся симфонистом XIX века стал Иоганнес Брамс. Свою первую симфонию он написал довольно поздно — в 43 года. У Брамса нет как такового определенного типа симфонии, некой модели, в то же время его произведения самобытны и самостоятельны.
В творчестве австрийского композитора Антона Брукнера жанр симфонии до конца обрел свою монументальность. Как органисту, Брукнеру была очень близка полифония или многоголосие, то есть когда все голоса равноправны. Кажется, что симфонии Брукнера написаны не столько для оркестра, сколько для своеобразного симфонического органа.
Крупнейшим симфонистом на рубеже XIX–XX веков стал Густав Малер. В его творчестве объединились все метаморфозы жанра. Его симфонии ещё в большей степени, чем у Бетховена единичны и уникальны. Здесь, с одной стороны, ярко преломились традиции Бетховена, Вагнера, Брукнера, с другой — зародились черты экспрессионизма.
И конечно в программе — музыкальные отрывки из лучших симфоний этих выдающихся композиторов XIX столетия.