Легкая музыка. Передача третья
4 июля 2008
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В программе «Евромикс» продолжается разговор о легкой музыке. Проследив в предыдущих передачах ее развитие с далекого XV до XVIII века, узнаем, какой она была на рубеже XIX–XX столетий…
Пожалуй, этот этап самый интересный. Ведь именно это время, особенно ХХ век, дало нам современное понимание того, что же такое легкая музыка — то, что звучит повсеместно, всеми понимается и не заставляет особенно задумываться о концептуальных сложностях. Любопытно, но в эту категорию «легкой музыки» прекрасно укладывается и часть академической музыки — от вальсов Штрауса до танго Пьяццоллы.
Кстати, закрепилось это понятие в человеческом сознании в большой степени в связи с таким явлением нашего времени как массовая культура. А, вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX — начало XX века. Время, на которое пришлось начало развития средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет).
Именно в это время окончательно произошло разделение музыки на «высокую» и прикладную. Что же вызвало такой музыкальный раскол? Много чего, ну например появившийся в то время феномен свободного художника с неограниченной творческой свободой. Конечно, композиторы по-прежнему продавали свои сочинения, писали их на заказ, но теперь они могли себе позволить сами ставить перед собой и решать те музыкальные задачи, которые исходили из их собственного артистического мира.
До XIX века главной целью, с которой сочинялось любое музыкальное произведение было достижение гармонии, согласия, наслаждения… И нарушил эту гармонию именно век романтиков, который стал суммой индивидуальных гармоний либо дисгармоний. Серьезная музыка ставила перед слушателями все более сложные задачи, которые, по прошествии времени становилось все сложнее решать, или иными словами понимать… Это и положило начало расколу музыки на серьезную академическую и легкую, понятную, доступную каждому…
Впрочем, сегодня творчество одного из самых видных романтиков XIX столетия Франца Шуберта вряд ли можно отнести к легкой музыке, а ведь когда-то на более серьезное восприятие она и не могла рассчитывать…
Помимо миниатюр и песен Шуберта программа охватывает и другую «легкую» музыку того времени, а ныне признанную классику: романсы Глинки, знаменитые венские оперетты и вальсы и даже танго непревзойденного мастера Астора Пьяццоллы…