Легкая музыка. Передача вторая
6 июня 2008
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Экскурс в историю легкой музыки продолжается. В прошлой программе разговор шел о легкой музыке самых «древних» эпох — XV–XVI столетий. Продолжая раскручивать колесо истории, этой передачей мы оказываемся в атмосфере столетий нового времени — XVII и XVIII веков…
И с кого же начать разговор о музыке XVII века, как не c Клаудио Монтеверди. За ним прочно утвердился титул «Орфея из Кремоны». Его мы знаем не только как создателя одной из первых полноценных опер — это знаменитая favola in musica «Орфей», но и как изобретателя нового музыкального стиля — stilo concitato, или ртак называемой взволнованной музыки. И тут, конечно, имеется в виду, в первую очередь, светская музыка Монтеверди.
Если сравнить его девять книг мадригалов, то может показаться, что их написали разные авторы, настолько в них разная манера изложения. Первая книга — образец мадригала конца XVI века — сплошное многоголосие и полифония, а вот девятая книга — это уже скорее сольное пение с аккомпанементом. И, пожалуй, единственное, что их роднит, это содержание: в конце концов, всегда темой для мадригалов были человеческие чувства и эмоции, и страсти.
Мадригал звучал обычно дома. Поэты, художники, музыканты собирались вместе, чтобы наслаждаться соединением прекрасных стихов и одушевлявшей их музыки. И всё это звучало в исполнении не профессиональных певцов, а любителей. Пожалуй, именно поэтому мадригал и попал в разговор о легкой музыке.
Помимо мадригалов Монтеверди в программе идет разговор о концертах эпохи барокко, сонатах Баха, музыкальных шутках Моцарта, которые некогда причислялись к рангу легкой музыки. предназначенной для скрашивания музыкального досуга монархов и сопровождения званных обедов при Дворе…