Фестиваль старинной музыки в Утрехте — 2007
28 декабря 2007
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В передаче — рассказ о фестивале старинной музыки в голландском городе Утрехт. На сегодняшний день это один из самых престижных фестивалей старинной музыки, это такой своеобразный знак качества. Провалов там не бывает. Все, кого приглашают в Утрехт, представляют там свои лучшие работы и достижения.
Каждый год фестиваль посвящается определённой теме. Вот, например, некоторые из них. «Национальное наследие Кальфскина — традиции исландской музыки», «Музыка как необходимое зло — любовь, секс и насилие в Средние века», «Ламентации», «Неизвестные сокровища старинной нидерландской песни». В прошедшем 2007 году, в самом начале осени, фестиваль в Утрехте проходил под девизом «Ars audiendi — Искусство слушания». Главной приглашённой звездой был импульсивный Тон Копман. Он появился перед публикой четырежды: с сольным органным концертом, с мастерклассом для барочных ансамблей и дважды со своим Амстердамским коллективом — оркестром и хором.
Одно из этих двух выступлений было посвящено музыке Букстехуде и Баха, что неслучайно: с одной стороны, 2007 год — это 300 лет со дня смерти Букстехуде, а с другой — музыку последнего обычно рассматривают в тени Баха, это получается некий «недо-Бах». Что, конечно, абсолютно неверно.
Второй из фестивальных уик-эндов был посвящён музыке Доменико Скарлатти. Целых три концерта из его клавирных сонат прошли в этот день (1.09.2007). Сонаты Скарлатти звучали на клавесине, на фортепиано и даже на знаменитом утрехтском карийоне (играл местный маэстро карийона Арии Абенс).
Последний концерт назывался «Фигаро, Фигаро». Речь, однако, идёт не только о Моцарте и его опере. Идея вечера в другом. С момента основания духовой ансамбль «Нахтмузикь» и его руководитель Эрик Хёприх посвятили себя исследованию и коллекционированию музыки для духового секстета, в основном, второй половины 18 века — то, что в те времена называли «Гармони-музик». И главным образом это переложения популярных фрагментов опер. Ведь в 18-м столетии это был один из немногих путей для любителей музыки ещё раз послушать полюбившиеся мелодии. Так что собирались и просто играли то, что нравится.