Табула седьмая. Когда наступит завтра
Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Заблудиться в марийской тайге проще некуда. Но только не уроженцу тех мест Андрею Эшпаю. Ориентироваться в труднопроходимой чаще его научил отец, которого он называл «лесным человеком». Детские воспоминания нахлынули во время работы над фильмом «Приходите завтра», где по сюжету батюшка главной героини был лесником.

Для музыкального портрета прямодушной сибирячки Фроси Бурлаковой, приехавшей в Москву учиться на оперную певицу, придумал простую и красивую мелодию. Её начинают скрипки, а потом подхватывают другие инструменты симфонического оркестра. Чем дальше композитор углублялся в написание нотного текста, тем сильнее ему хотелось раскрасить его необычными тембровыми сочетаниями. Их поиски привели Эшпая в один из московских научно-исследовательских институтов, где собрали первый в Советском Союзе синтезатор.
На аппарате, больше похожем на громоздкий буфет, Андрей Яковлевич двенадцать ступеней темперированного строя расщеплял на мириады тонов, а затем складывал их то в галактические «стоны», то во вполне земное чириканье птиц. Записанные экспериментальные треки включил в партитуру, а «Приходите завтра» стал первым советским фильмом, где использовался синтезатор.
Для контраста добавил в звуковую дорожку фокстрот «Красивая мечта». Его сочинил Теодор Косма из Румынии, чьи пластинки огромными тиражами продавались в Советском Союзе в период съёмок ленты. Работа над ней была практически завершена, когда тяжело заболела игравшая главную роль актриса Екатерина Савинова. Сдачу фильма пришлось отложить на год. В 1963 «Приходите завтра» вышел на широкие экраны и собирал полные залы.
Среди зрителей не было отца композитора, скончавшегося за несколько месяцев до премьеры картины. Якова Андреевича, фольклориста по профессии, сын считал первым проводником в мир музыки и тем единственным человеком, который научил его слышать голос народа и звуки природы.