Табула девятая. Джаз как предчувствие
Выпуск 9
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Молодой лейтенант в ладно сидящей шинели с орденом Красной звезды за героизм в Великую Отечественную бодро шагает по переулочкам Арбата. Спешит в Гнесинку, которую окончил перед самой войной. Поднимается в класс педагога по фортепиано Валерии Листовой и чеканит, что Андрей Эшпай явился по велению сердца. После трогательных объятий показывает пластинку, добытую в победном мае 45-го в Берлине. На конверте — имя американского композитора Джорджа Гершвина, открывшего Андрею мир джаза.
Эшпай устроился за роялем и начал играть произведение с трофейного диска под названием «Голубая рапсодия». Позволил себе оригинальную каденцию. За неё удостоился похвалы и совета продолжать в том же духе. Увлечение студента «чёрной» музыкой поддержал и консерваторский профессор Арам Хачатурян.

Как не разорваться между серьёзным и лёгким жанрами? Соединять их вместе в одном опусе. В Кончерто гроссо для академического оркестра поручает соло инструментам из хрестоматийного состава биг-бэнда — трубе, вибрафону, фортепиано и контрабасу. В партитуре смешивает классическую полифонию и модернистскую какофонию, озвучивая картины шумной Москвы, полной контрастов.
Андрей Яковлевич с беспокойством наблюдал, как исчезал город его детства и юности: на месте музыкального дома сестёр Гнесиных проложили автостраду, а вдоль неё возвели высотки Нового Арбата. По иронии судьбы, столичная премьера Кончерто гроссо состоялась в год завершения строительства «московского Манхэттена».
Вечер 1982 года в Московской консерватории запомнился музыкальным сюрпризом от Эшпая — впервые исполнили его Концерт для гобоя, обойдённого вниманием других авторов. В партитуре раскрываются технические и тембровые возможности инструмента через блюзовое раскачивание мелодий и синкопированный ритм. За это сочинение Эшпая удостоили Ленинской премии.