Марафон современной музыки
20 ноября 2020
«Если музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?» — вопрос совсем не нов. Почти два века назад его задавал Николай Гоголь. Сегодня все чаще он приходит на ум нам, жителям ХХI века. В условиях разрешенной 25%-й заполняемости зала Московская филармония пытается не потерять свою публику и найти оптимальный выход из этой сложной ситуации. Да, иногда, конечно, концерты приходится переносить, а иногда артистов просят выйти на сцену дважды за вечер — так, например, уже было 16 и 18 ноября, возможно, найдутся и другие решения, но музыка нас не оставит.
Вопреки всем ковидным невзгодам, один из главных фестивалей Московской филармонии — «Другое пространство» — не только продолжается, но и наращивает обороты.
20 ноября в Концертном зале им. Чайковского пройдет уникальный марафон современной музыки: три концерта — в 19:00, 21:00 и 22:30 (все в одном отделении) — состоятся при любой погоде. В первом концерте — Московский государственный академический симфонический оркестр, Ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского и пианист Андрей Гугнин исполнят произведения Джачинто Шелси, Сергея Невского и Дьёрдя Лигети. Во втором — музыку Пьера Булеза и Анри Дютийё будут играть Айлен Притчин, Роман Минц, Сергей Полтавский и Александр Рамм. А в третьем, уже совсем поздно, в 22:30 на сцену выйдут артисты Московского камерного оркестра Musica Viva, маэстро Владимир Юровский, который с 2014 года возглавляет фестиваль «Другое пространство» и замечательные солисты — Александр Рудин и Юрий Мартынов, чтобы представить произведения Валентина Сильвестрова и Александра Маноцкова. Между прочим, одно из сочинений с загадочным названием «Присутствие № 2» (оно принадлежит перу Александра Маноцкова) будет исполнено впервые в мире.
Марафон современной музыки продолжится и на следующий день — 21 ноября в Камерном зале филармонии в 17:00 концерт ГАМ-ансамбля, название которого расшифровывается как «Галерея актуальной музыки». Прозвучат десять произведений с весьма интригующими названиями, например: «Тактильные иллюзии», «Выдержка из ленты Мёбиуса» или «Почему это происходит?». Впрочем, на этот вопрос ответ очевиден — потому что интересно понять, как дыхание нашего времени отражается в музыке и совпадает ли это с нашим собственным ощущением этого времени.
Вечером в субботу в Зале Чайковского — закрытие фестиваля «Другое пространство». Госоркестр России под управлением Владимира Юровского исполнит две мировых премьеры — «Нежный ветер Элизиума» Ольги Раевой и «C-dur» Алексея Ретинского, а также — произведения сербского композитора Марко Никодиевича, яркого представителя Ассоциации современной музыки Владимира Тарнопольского, недавно отметившего свое 65-летие и Александра Вустина, в апреле этого года трагически ушедшего от коронавируса — прозвучит его Концерт для ударных и камерного оркестра «Посвящение Бетховену».
В воскресенье днем в 14:00 в Малом зале Филармонии 2 под звуки Вивальди, Баха и Моцарта оживут старинные портреты. Скрипачка Татьяна Гринденко и ансамбль «Академия старинной музыки» будут играть для самых юных меломанов — от шести лет, а на экране возникнут изображения великих композиторов.
Вечером 22 ноября в Концертном зале им. Рахманинова в Филармонии2 — клавирабенд одного из самых ярких пианистов поколения 30-летних Александра Романовского. На его счету немало славных побед и свершений, среди которых есть и такое: в 15 лет он был удостоен звания Почетного академика Болонской филармонической академии за исполнении «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха. Между прочим, в столь юном возрасте это звание присваивалось только два раза — Моцарту и Россини. В нынешнем московском концерте Александр Романовский будет играть Баха — переложение скрипичной Чаконы, Бетховена — знаменитую «Лунную» сонату и Рахманинова — Этюды-картины ор 39.
Встретимся на концерте!