«Герцогиня Герольштейнская»
12 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
12 апреля 1949 года состоялась церемония закладки первого камня здания Московского университета на Ленинских горах. Оно входило в масштабный градостроительный проект, согласно которому столицу должны были украсить 8 небоскребов. Первоначально архитектор Борис Иофан планировал поставить новое здание МГУ на самом краю холма. Собственно, этого хотел Сталин. «Вождя народов» вовремя убедили в том, что почвы могут не выдержать нагрузки, и студенты с преподавателями рискуют сползти в Москву-реку. После смены главного архитектора основное здание отнесли на 800 метров вглубь территории, а на краю обрыва организовали знаменитую смотровую площадку. В прессе сообщалось, что университетскую высотку возводят 3000 комсомольцев. Негласно к ним присоединились несколько тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Когда возведение небоскреба подходило к концу, было решено содержать условно-досрочно освобожденных работников прямо на стройплощадке. На 24-м и 25-м этажах строящейся башни был оборудован отдельный лагерный пункт. Побегов с этой высоты зафиксировано не было. Храм науки по адресу Ленинские горы, дом 1 был торжественно открыт в 1953 году.
155 лет назад, 12 апреля 1867 года, в парижском театре Варьете состоялась премьера оперетты Жака Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская». В столице Франции только что открылась Вторая Всемирная выставка, на которую съехались монархи со всего света, включая российского самодержца Александра II. Многие правители не остались равнодушными к новому сочинению одного из самых модных в то время композиторов. В постановке блистала певица Ортанс Шнейдер, завоевавшая Париж благодаря музыке Оффенбаха. Ее выступления собирали полные залы, она пользовалась благосклонностью влиятельных персон и ей оказывали знаки внимания особы королевских кровей. Рассказывают, будто на следующий день после триумфальной премьеры Ортанс Шнейдер въезжала на территорию Всемирной выставки через ворота, предназначенные для императорских кортежей и вахтенный, взяв под караул, провозгласил: «Великая герцогиня Герольштейнская»! Конечно, название государства было выдуманным. Одна из лучших оперетт Жака Оффенбаха представляла собой едкую сатиру. В ней высмеивались придворные стереотипы, тупые генералы и бездарные министры. Сама герцогиня от скуки то собиралась замуж, то гнала женихов прочь, то начинала войну, то устраивала перемирие. Многие страны приняли недвусмысленные намеки на свой счет. Австрия была готова расценивать оперетту как оскорбление, нанесенное двору, Пруссия усмотрела в образе главной героини черты немецких принцесс, а Россия долгое время держала «Герцогиню Герольштейнскую» под запретом, найдя в главной героине изрядное сходство с Екатериной II.