«Летучая мышь»
5 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
5 апреля 1874 года зрителям венского театра Ан дер Вин была впервые представлена оперетта Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь». Французские либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви переработали произведение немецкого драматурга Юлиуса Родериха Бенедикса. Из фарса «Тюремное заключение» получился водевиль «Новогодний вечер», который показался Штраусу чрезвычайно забавным и он за шесть недель написал музыку. Рассказывают, будто в основу сюжета «Летучей мыши» легла реальная история: неверный муж соблазнился собственной женой, лицо которой скрывала карнавальная маска. Премьера была встречена противоречиво: одни критики называли оперетту «попурри из вальсовых и полечных мотивов», другие, напротив, отмечали, что публика в зале с энтузиазмом покачивалась «в такт волшебным звукам». Первая постановка «Летучей мыши» выдержала в театре Ан дер Вин всего около 20 представлений. Тем не менее, имя Штрауса привлекло к оперетте внимание в других европейских столицах, а затем и по всему миру. Триумфальными стали постановки в Берлине и Париже. В начале ХХ века «Летучую мышь» в буквальном смысле вознесли до небес: именем главных героинь — Адели и Розалинды — были названы два астероида.
5 апреля 1905 года композитор Николай Римский-Корсаков публично отказался от звания почетного члена «Русского музыкального общества». Этому поступку предшествовали революционные волнения, в которых приняли участие ученики Петербургской консерватории. Полиция избила студентов нагайками, профессор написал в их защиту открытое письмо и в результате более ста человек, включая самого Римского-Корсакова, были из консерватории исключены. Мотив — противодействие дирекции и ее порицание. Скандал разросся до европейских масштабов. «Российское музыкальное общество» покинули композиторы Йозеф Иоахим и Камиль Сен-Санс. К ним присоединился скрипач Эжен Изаи. Дирекция попыталась сгладить конфликт, но Римский-Корсаков вернулся лишь после смены консерваторского руководства.
Согласно юлианскому календарю, 5 апреля 1242 года лед Чудского озера, что под Псковом, стал полем битвы между русским войском под предводительством Александра Невского и крестоносцами из Ливонского рыцарского ордена. Это сражение фигурирует в истории как «Ледовое побоище». Немецкий строй, организованный клином или по-русски — «свиньей», пробил ряды княжеской дружины и оказался зажатым с флангов. Судьбу баталии решил «засадный полк» Невского. Легенда о том, что тевтонские рыцари проломили лед и утонули под тяжестью доспехов, продолжает оставаться предметом исторических дискуссий. Славная победа русской дружины неоднократно вдохновляла творцов. Князю Александру Ярославовичу отдана центральная часть живописного патриотического триптиха Павла Корина, созданного в 1942 году. Четырьмя годами ранее Сергей Эйзенштейн снял в роли Невского Николая Черкасова, а Сергей Прокофьев сначала сочинил музыку к этому классическому фильму, а затем написал на ее основе кантату «Александр Невский», в которой «Ледовому побоищу» посвятил отдельную, пятую часть.