«Евгений Онегин»

  • 29 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
29 марта 1879 года на сцене московского Малого театра силами учащихся городской консерватории была впервые поставлена опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Дирижировал в тот вечер Николай Рубинштейн — основатель главного музыкального вуза Москвы. Чайковский задумывал свое произведение как камерное. По словам самого композитора, он задумывал оперу как «интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений». Пушкинский роман в стихах плохо подчинялся оперным законам, но композитор не сдавался: «Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки». Согласно списку исполнителей, в премьерном спектакле участвовали: консерваторский хор из 28 учениц и 20 учеников, а также оркестр из 32 человек — в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из Большого театра. В первоначальной редакции финала появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.
Существует версия, по которой 29 марта 1873 года Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина». По его собственным воспоминаниям, накануне он взял в руки том Пушкина и перечитал бессмертные «Египетские ночи» и «Капитанскую дочку», после чего граф воскликнул: «Вот как надо писать!». Вечером Толстой принес жене листок, на котором была начертана ныне хрестоматийная фраза: «Все смешалось в доме Облонских». В письме к философу и литературному критику Николаю Страхову Лев Николаевич обещал, что роман, вдохновленный Пушкиным, получится «очень живой, горячий и законченный». Пушкинское влияние на «Анну Каренину» проявилось и в том, что внешность главной героини Толстой в известной степени позаимствовал у старшей дочери великого русского поэта — Марии Александровны Гартунг.
275 лет назад, 29 марта 1747 года в германском городе Эрфурт родился Иоганн Вильгельм Гесслер. Он прославился как исполнитель, композитор, педагог и музыкальный издатель. Гесслер в совершенстве овладел фортепиано, клавесином и органом и с успехом гастролировал в Дрездене, Лейпциге, Веймаре и Гамбурге. Существуют исторические свидетельства, подтверждающие его музыкальную дуэль с Моцартом. Однако в своем письме Вольфганг Амадей весьма скромно оценивал мастерство соперника. В начале 90-х годов XVIII века Иоганн Гесслер выступал в Лондоне в концертах под управлением Йозефа Гайдна. В британской столице к нему пришло решение переселиться в Россию. Через Ригу он прибыл в Санкт-Петербург, где первоначально получил должность органиста при дворе Великого князя Александра Павловича — будущего императора Александра I. В 1795 году маэстро дал первый сольный концерт в Москве. Государственный деятель и по совместительству поэт Иван Дмитриев откликнулся на выступление такими строчками:
О Гесслер! Где ты взял волшебное искусство?
Ты смертному даешь какое хочешь чувство!
Остаток жизни Иоганн Вильгельм Гесслер провел в Москве: много преподавал и занимался публикацией собственных музыкальных произведений. Часть этих изданий сегодня хранится в отделе редкостей Московской консерватории.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».