«Евгений Онегин»
29 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
29 марта 1879 года на сцене московского Малого театра силами учащихся городской консерватории была впервые поставлена опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Дирижировал в тот вечер Николай Рубинштейн — основатель главного музыкального вуза Москвы. Чайковский задумывал свое произведение как камерное. По словам самого композитора, он задумывал оперу как «интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений». Пушкинский роман в стихах плохо подчинялся оперным законам, но композитор не сдавался: «Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки». Согласно списку исполнителей, в премьерном спектакле участвовали: консерваторский хор из 28 учениц и 20 учеников, а также оркестр из 32 человек — в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из Большого театра. В первоначальной редакции финала появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.
Существует версия, по которой 29 марта 1873 года Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина». По его собственным воспоминаниям, накануне он взял в руки том Пушкина и перечитал бессмертные «Египетские ночи» и «Капитанскую дочку», после чего граф воскликнул: «Вот как надо писать!». Вечером Толстой принес жене листок, на котором была начертана ныне хрестоматийная фраза: «Все смешалось в доме Облонских». В письме к философу и литературному критику Николаю Страхову Лев Николаевич обещал, что роман, вдохновленный Пушкиным, получится «очень живой, горячий и законченный». Пушкинское влияние на «Анну Каренину» проявилось и в том, что внешность главной героини Толстой в известной степени позаимствовал у старшей дочери великого русского поэта — Марии Александровны Гартунг.
275 лет назад, 29 марта 1747 года в германском городе Эрфурт родился Иоганн Вильгельм Гесслер. Он прославился как исполнитель, композитор, педагог и музыкальный издатель. Гесслер в совершенстве овладел фортепиано, клавесином и органом и с успехом гастролировал в Дрездене, Лейпциге, Веймаре и Гамбурге. Существуют исторические свидетельства, подтверждающие его музыкальную дуэль с Моцартом. Однако в своем письме Вольфганг Амадей весьма скромно оценивал мастерство соперника. В начале 90-х годов XVIII века Иоганн Гесслер выступал в Лондоне в концертах под управлением Йозефа Гайдна. В британской столице к нему пришло решение переселиться в Россию. Через Ригу он прибыл в Санкт-Петербург, где первоначально получил должность органиста при дворе Великого князя Александра Павловича — будущего императора Александра I. В 1795 году маэстро дал первый сольный концерт в Москве. Государственный деятель и по совместительству поэт Иван Дмитриев откликнулся на выступление такими строчками:
О Гесслер! Где ты взял волшебное искусство?
Ты смертному даешь какое хочешь чувство!
Остаток жизни Иоганн Вильгельм Гесслер провел в Москве: много преподавал и занимался публикацией собственных музыкальных произведений. Часть этих изданий сегодня хранится в отделе редкостей Московской консерватории.