Мстислав Ростропович
27 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
27 марта 1927 года в Баку родился Мстислав Ростропович — Народный артист СССР, выдающийся музыкант, дирижер, педагог и общественный деятель. В 19 лет он стал солистом оркестра Московской филармонии, а в 21 начал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях, посвятив преподаванию почти тридцать лет. Ростропович дал тысячи концертов, он играл в залах, на заводах, в клубах и королевских резиденциях. В 1962 году в городе Горьком маэстро впервые встал за дирижерский пульт. В конце 60-х — начале 70-х годов в Большом театре под его руководством были поставлены оперы «Война и мир» Прокофьева и «Евгений Онегин» Чайковского. Заслуги Мстислава Ростроповича подтверждают многочисленные государственные награды и неоднократные титулы «Человек года». Его вклад в искусство ярко иллюстрирует название одной из пяти премий Грэмии, которую музыканту вручили «за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера».
27 марта 1990 года считается днем основания лондонского дома-музея Шерлока Холмса — мемориала несуществующего человека. Согласно произведениям Артура Конан-Дойла, его знаменитый персонаж с 1881 по 1904 год делил с доктором Ватсоном квартиру на Бейкер-Стрит в доме 221-Б. Адрес, как и сам великий сыщик, были плодом писательского воображения — в действительности по указанной в романах улице значилось всего 85 домов. Бейкер-стрит обзавелась домом 221-Б лишь к 1934 году, когда улицу серьезно удлинили. В здании расположился банк, руководство которого было вынуждено как-то справляться с народной любовью — в адрес Шерлока Холмса шел бесконечный поток корреспонденции. Дирекции пришлось держать на должности специального секретаря, который разбирался с ворохом писем и прочих сообщений. Понадобилось еще больше полувека, чтобы привести реальность в соответствие с вымыслом: повесить на нужном доме нужную табличку и воссоздать по литературным первоисточникам атмосферу, сопровождавшую жизнь великого мастера дедукции.
105 лет назад, 27 марта 1917 года впервые прозвучала опера Джакомо Пуччини «Ласточка». Еще в 1913-м композитор получил заказ от венского Карл-театра на сочинение оперетты. Однако, предложенное австрийскими авторами либретто не вызвало у него восторга и он попросил соотечественника Джузеппе Адами подготовить литературную основу для комической оперы, в которой диалоги заменили речитативы. Музыка была готова через два года, но постановке в Вене помешала Первая мировая война — Австро-Венгрия и Италия воевали по разные стороны фронта. После череды неудачных переговоров с директорами театров «Ласточку» удалось поставить в Опере Монте-Карло. Премьера была встречена и публикой, и прессой благосклонно. Однако, последовавшие за ней кассовые сборы не могли сравниться с успехом предыдущих работ Пуччини. Но композитору был дорог сюжет, в основу которого положен любовный треугольник, а действие разворачивается на французской Ривьере. Он неоднократно перерабатывал и либретто, и партитуру, оставив потомкам три равноправные версии оперы «Ласточка».