Людвиг Минкус
23 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
23 марта 1826 года в Вене родился будущий композитор Людвиг Минкус. Его отец держал небольшой ресторанчик и мальчику доводилось частенько слушать выступавший там оркестр. Учиться игре на скрипке Людвиг начал в 4 года, а в 8 лет впервые выступил на публике и был назван вундеркиндом. В 26 лет Минкус получил место первого скрипача Венской королевской оперы. Его карьера в России началась в оркестре князя Николая Юсупова, а продолжилась в Большом театре и Московской консерватории. Утверждают, будто знаменитый хореограф Мариус Петипа ценил Минкуса даже выше самого Чайковского. Их первой совместной работой стал балет «Дон Кихот», а среди лучших называют также «Баядерку». В 1890 году Минкус вернулся в Вену, немного сочинял и жил на пенсию, получаемую из России. С началом Первой мировой войны этого источника дохода он лишился и последние годы жизни провёл в бедности.
23 марта 1910 года родился один из самых влиятельных кинорежиссёров мира Акира Куросава. Он познакомил западных зрителей с японским кино, а его лента «Расёмон» стала первым азиатским фильмом, получившим главный приз кинофестиваля в Венеции — «Золотого льва». За рубежом Куросава пользовался едва ли не большей популярностью, чем на родине. Практически каждый его фильм претендовал на звание «культового». В его фильмографии — больше 30 работ. Несколько кинолент Куросава создал по мотивам русской литературы. Среди них адаптация романа Федора Достоевского «Идиот». «Он единственный, кто правдиво писал о человеческом существовании», — говорил режиссер о писателе. Первым фильмом не на японском языке и единственным, который Куросава снял на широкоформатной пленке, стал «Дерсу Узала». В его основу легли произведения русского путешественника Владимира Арсеньева. Советско-японская картина с баснословным для 1975 года бюджетом в 4 миллиона долларов принесла создателям главный приз Московского кинофестиваля и «Оскара».
Согласно одной из версий, утром 23 марта 1853 года помощник машиниста сцены Большого театра Дмитрий Тимофеев зашел на работу забрать свой тулуп, который хранил в каморке под лестницей. Он увидел пламя и тут же бросился звать на помощь. В ранний час народу в театре было немного, а про существование железного противопожарного занавеса рабочие даже не вспомнили. «Московские ведомости» писали: «…прекратить огонь и даже ослабить силу его не было никакой возможности и вся внутренность здания театра, кроме боковых зал в бельэтаже и комнат в нижнем этаже, в каких помещались контора, касса и буфет, полностью сгорела». Стихия бушевала двое суток, а окончательное тушение заняло еще полторы недели. Ущерб казне оценили в 8 миллионов рублей. На том пожаре отличился 20-летний кровельщик Василий Марин. По водосточной трубе он забрался на пылающую крышу Большого театра и при помощи веревки с крюком спас плотника Дмитрия Петрова. Вот только сапоги свои загубил… Героя вызвал к себе Николай I. Император наградил Марина медалью, распорядился выдать ему новые сапоги и 150 рублей серебром. На восстановление Большого ушло три года. После завершения восстановительных работ под руководством архитектора Альберто Кавоса театр обзавелся знаменитой бронзовой квадригой работы Петра Клодта.