Опера «Фауст»

19 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
19 марта 1859 года на сцене Лирического театра в Париже состоялась премьера оперы Шарля Гуно «Фауст». Средневековая легенда об алхимике, продавшем душу дьяволу, вдохновляла многих композиторов, среди которых Вагнер, Лист и Берлиоз. Драматурги также любили этот сюжет — к тому времени существовало не менее тридцати пьес. Гуно взял за основу первую часть трагедии Иоганна Гёте, а над либретто работали Жюль Барбье и Мишель Карре. Работу пришлось приостановить почти на год: в одном из парижских театров в то время уже шел чей-то «Фауст». Премьера встретила сдержанный прием, популярность росла постепенно и за весь сезон было дано 57 представлений. Настоящий успех пришел после того, как композитор дописал и положил на музыку речитативы и украсил оперу балетной сценой «Вальпургиева ночь». «Люди гибнут за металл!» — эта фраза из куплетов Мефистофеля обрела бессмертие в русском языке благодаря мастерству переводчика Петра Калашникова.
19 марта 1898 года в Санкт-Петербурге для посетителей торжественно распахнул свои двери Русский музей Императора Александра III. Царь был страстным коллекционером, его резиденции с трудом вмещали приобретения, а идея отдельного собрания лучших образцов национального искусства давно витала в окружении российских монархов. Разработанный устав музея предполагал, что Управляющий непременно должен принадлежать к императорскому дому, а предметы, однажды включенные в экспозицию, не могут отчуждаться или передаваться в другие учреждения. Первоначально под собрание произведений русского искусства было выделено здание Михайловского дворца. Сюда из Эрмитажа, Зимнего, Александровского и Гатчинского дворцов переехали живопись, скульптура, графика и иконы. К открытию в Русском музее было представлено 445 картин и 111 скульптур. Современная его коллекция насчитывает более четырехсот тысяч экспонатов.
19 марта 1799 года в венском Императорском придворном театре состоялось первое публичное исполнение оратории Иозефа Гайдна «Сотворение мира». В качестве поэтической основы была использована поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» в немецком пересказе барона Готфрида ванн Свитена, дипломата в отставке и смотрителя Императорской придворной библиотеки. За ораторию на классический библейский сюжет Гайдн взялся после триумфальных гастролей в Англии. В ту поездку он дважды пересек Ла Манш. Композитор вспоминал, как один из его первых венских работодателей — директор театра Бернадоне Курц попросил изобразить музыкой морскую стихию. Гайдн растерялся, ведь тогда он не знал, как выглядит море. Теперь все было по-другому! В письме маэстро к Марианне фон Генцингер читаем: «На протяжении всего плавания я оставался на палубе, чтобы смотреть на это огромное чудовище — океан. Пока на нем не было волнения, я не испытывал страха, но, когда подул сильный ветер, крепчавший с каждой минутой, и я увидел яростно вздымающиеся волны, меня охватила тревога и я немного забеспокоился». В оратории Гайдна море звучит подобно дикому зверю. В России «Сотворение мира» впервые прозвучало в марте 1802 года при открытии в Санкт-Петербурге Филармонического общества.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».