Дебют Фёдора Шаляпина в Ла Скала

16 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
16 марта 1831 года в Париже было опубликовано произведение, подарившее вторую жизнь памятнику средневековой архитектуры. Виктор Гюго назвал свой первый роман именем главного героя — «Собор Парижской Богоматери». Дочь писателя — Адель Гюго описала, как отец начал работать над книгой: «Он купил себе бутылку чернил и огромную фуфайку из серой шерсти, запер на замок свое платье, чтоб не поддаться искушению выйти на улицу, и вошел в свой роман, как в тюрьму». Сам Нотр-Дам де Пари к тому времени обветшал и был разграблен. Его то собирались модернизировать, а то и вовсе сносить. Роман Гюго изменил судьбу собора: был создан специальный комитет, который организовал сбор пожертвований на реставрацию. Через десять лет начались восстановительные работы: мастерам предстояло максимально приблизить Собор Парижской богоматери к его первоначальному облику. Произведение Виктора Гюго не потерялось в веках: его перевели на множество языков, экранизировали, а также использовали сюжет для оперы, балета и мюзикла.
В этот день миланские газеты захлёбывались от восторга: «Запишем эту дату золотыми буквами». 16 марта 1901 года Фёдор Шаляпин дебютировал на сцене Ла Скала. Годом раньше предприимчивый директор театра Джулио Гатти-Казацца решил вернуть к жизни оперу Арриго Бойто «Мефистофель». Партии Фауста и Маргариты он отдал молодым итальянцам Энрико Карузо и Эмме Карелли, а воплощение демона решил поручить малоизвестному тогда русскому басу Фёдору Шаляпину. Тот был ошеломлен предложением и даже посчитал его розыгрышем. Чтобы убедиться в своей правоте, Федор Иванович запросил баснословный гонорар. В ответ пришел подписанный контракт: 15 тысяч франков за десять выступлений. Все лето певец провел в компании Сергея Рахманинова, разучивая партию и улучшая свой итальянский. В Милан певец приехал настолько уверенным в себе, что публично отказался платить местным клакерам за аплодисменты. Триумф Шаляпина был безусловным — овации начались еще с пролога. Пресса единодушно рассыпалась в комплиментах шаляпинскому Мефистофелю, а миланские клакеры обязались и впредь хлопать русскому исполнителю бесплатно.
16 марта 1915 года закрыло свои двери литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака». Этот арт-подвал, обустроенный предприимчивым антрепренером Борисом Прониным, в течение четырех лет был местом притяжения творцов Серебряного века. Заведение изначально было задумано, что называется, «для своих». Поэты, художники и музыканты платили за вход рубль в то время, как с гостей брали по три. Перед входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы». Здесь устраивались театральные представления, поэтические баталии и музыкальные вечера. Здесь прозвучало немало премьер. «Бродячую собаку» признавали своим местом акмеисты, символисты, футуристы и сатирики. Среди завсегдатаев можно было встретить Константина Бальмонта, Михаила Фокина, Игоря Северянина, Сашу Чёрного, Тамару Карсавину и Владимира Маяковского. Очевидцы живописали: «Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова… В длинном сюртуке и черном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв». Съезжались обычно к полуночи, расходились под утро… В качестве официальной причины закрытия «Бродячей собаки» была указана запрещенная карточная игра и нелегальная продажа алкоголя. По другой версии, приют петроградской богемы оказался не слишком рентабелен.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».