Первая симфония Сергея Рахманинова
15 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
15 марта 1897 года по старому стилю в Петербурге в рамках «Русских симфонических концертов» оркестр под управлением Александра Глазунова впервые исполнил Первую симфонию Сергея Рахманинова. Композитор писал эту музыку тяжело — жаловался, что обычных семи часов работы в день не хватает, и перешел на десятичасовой график. Премьеры музыкальная общественность ждала с нетерпением. Увы, и публика, и газеты встретили симфонию без восторга. Музыковед и критик Александр Оссовский вспоминал: «Крупное симфоническое произведение, несомненно обогащавшее русскую симфоническую культуру, было не понято, недооценено, грубо отвергнуто». Сам Рахманинов признавался, что до исполнения произведения был о нем «преувеличенно высокого мнения». И все же композитор недоумевал и изрядную часть вины возлагал на дирижера. «Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать?» — восклицал он в одном из писем. Автора музыки тем временем обвинили в декадентстве и порицали за эклектизм. Газетные критики употребляли следующие формулировки: «изломанные ритмы и неопределенность формы», «оргия и анархия звуков», «мрачно-болезненное настроение» и «сплошной недостаток». Рахманинов был глубоко травмирован провалом. Три года он не мог сочинять вовсе, а новую симфонию начал лишь через девять лет.
По одной из версий, именно в этот день в 1812 году началось сооружение первого русского поселения в Калифорнии. За участок земли, на котором был возведен «Форт-Росс», индейцам было выдано: три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько бус. Через два года на берегу речки Славянки была построена крепость. Высота ее стен составляла три с половиной метра, по углам были сложены две наблюдательные башни, а защищали русскую территорию 12 пушек. В форте расположились кирпичный и кожевенный заводы, кузницы, конюшни, различные мастерские и первая в Калифорнии судостроительная верфь.
15 марта 1838 года в городке Кулдига Курляндской губернии родился Карл Давыдов — русский композитор, педагог, директор Санкт-Петербургской консерватории. Первый публичный концерт он дал в Москве: в сопровождении оркестра 14-летний виолончелист исполнил в Большом театре одну из пьес Макса Борера. К окончанию физико-математического факультета Московского университета полностью созрело решение посвятить себя музыке. В Санкт-Петербургской консерватории первоначально ему было поручено два класса — истории музыки и виолончели. В 1876 году Давыдов принял должность консерваторского директора. Параллельно профессор служил в оркестре Итальянской оперы, музицировал в струнном квартете Русского музыкального общества и был солистом императорского двора. Чайковский называл Давыдова артистом, «стоящим во главе всех существующих виолончелистов», а Цезарь Кюи отдавал должное его «глубокому пониманию, изящному вкусу и высокому благородству исполнения». Педагогическую, дирижерскую и музыкально-общественную деятельность дополняло композиторское творчество. Карл Давыдов достойно зарекомендовал себя и в камерном жанре — его считают родоначальником русской виолончельной школы.