«Макбет»
14 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
175 лет назад, 14 марта 1847 года, во Флоренции состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Макбет». Обычно итальянские композиторы, отважившиеся воплотить в музыке трагедии Шекспира, брали за основу лишь сюжет. Да и тот заимствовали не из самих пьес, а из новелл, которые служили драматургу исходным материалом. Верди первым решил создать оперу, максимально приближенную к шекспировскому оригиналу. Английский текст для итальянской оперной сцены адаптировали Франческо Мария Пьяве и Андреа Маффеи. Верди всегда требовал от певцов хорошей театральной игры и зачастую предпочитал драматический талант вокальному. «Макбета» он начал писать, заручившись согласием певца-баритона Феличе Варези. Среди прекрасных вокалистов его выделяло именно актерское мастерство. Постановка первой редакции оперы во флорентийском Театро делла Пергола была успешной, и последовали многочисленные предложения от других театров, включая Ла Скала. Тем не менее, композитор не был удовлетворен качеством собственной работы. 17 лет спустя к постановке в Париже в 1865 он существенно переработал партитуру и добавил в нее балет. Опера «Макбет» стала первой из шекспировского цикла Верди. Увенчали карьеру композитора «Отелло» и «Фальстаф».
Он сочинял с неутомимым рвением с десяти до восьмидесяти шести лет. Он утверждал: «Кто умеет быть полезным многим, поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих». 14 марта 1681 года в Магдебурге родился один из ярчайших немецких музыкантов своего времени Георг Филипп Телеман. Он проявил свой талант во всех музыкальных жанрах своего времени. Его творческая активность поражает: одних духовных кантат он написал более полутора тысяч. Гендель восклицал: «Телеман пишет церковную музыку так же быстро, как пишут письма». Деловая репутация маэстро была не менее высока. Он руководил оркестрами, возглавлял оперный театр, способствовал открытию первого в Германии публичного концертного зала и создал один из первых немецких музыкальных журналов. Композитор сам занимался изданием своих произведений и лично гравировал печатные платы. Маэстро не приходилось сражаться за доходные должности и выгодные заказы — немецкие князья и графы наперебой предлагали ему покровительство. Важнейшие города Германии — Лейпциг, Франкфурт и Гамбург — с гордостью связывают свою историю с именем Георга Филиппа Телемана.
14 марта 1949 года ленинградская публика впервые увидела балет Рэйнгольда Глиэра «Медный всадник». Воплотить в музыке и танце поэму Пушкина композитор решил еще в конце тридцатых годов, но помешала Великая Отечественная война. Потом несколько раз менялось либретто и долго создавалась партитура. Постановку приурочили к 150-летию со дня рождения поэта. Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» — в 2003 году стал официальным гимном Санкт-Петербурга.