Вацлав Нижинский
12 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Восьмое чудо света» и «царь воздуха» — так величала его пресса. В ответ он был скромен и прост: «Я хочу всех любить — вот цель моей жизни». 12 марта 1889 года в Киеве родился легендарный танцовщик Вацлав Нижинский. Первый сезон в Мариинском театре он начал в 15 лет. В балете «Ацис и Галатея» в новаторской постановке Михаила Фокина Нижинский ошеломил зрителей. Вот свидетельства очевидцев: «Невесомость, непередаваемая отточенность движений, фантастический дар подниматься и застывать в воздухе, а потом опускаться вдвое медленнее вопреки всем законам притяжения сразу же позволили ему обрести магическую власть над публикой…» В тот год начинающий артист получил роли практически во всех классических балетах театра. Обтягивающее трико, исполненное для балета «Жизель» по эскизу Александра Бенуа, довело Нижинского до первого серьёзного скандала. Этот костюм показался императрице Марии Федоровне неприличным и танцовщик был уволен из Мариинки. Предприимчивый Сергей Дягилев воспользовался моментом и возвел танцевального гения на пьедестал своих «Русских сезонов». Парижская публика рукоплескала танцу Нижинского и возмущалась его эпатажным поведением на сцене. Его горячим поклонником был скульптор Огюст Роден. Танцовщик долго позировал, копируя статую Давида работы Микеланджело, но созданию скульптуры воспротивился Дягилев. Нижинский отверг предложение возглавить Гранд-опера и создал собственную антрепризу — увы, неуспешную. Некоторые историки предполагают, что нервный срыв, последовавший за финансовым крахом, спровоцировал развитие душевной болезни. Свой последний спектакль Вацлав Нижинский станцевал в 1917 году. Последние 33 года жизни «человек-птица» на сцену не выходил.
165 лет назад, 12 марта 1857 года в венецианском театре Ла Фениче состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Симон Бокканегра» в первой редакции. В то время композитор был увлечен идеями Джузеппе Мадзини — карбонария, политика, писателя и философа, сыгравшего важную роль в итальянском национально-освободительном движении XIX века. Либретто, написанное по одноименной пьесе испанца Антонио Гутьереса, имело документальную основу. Симон Бокканегра, выходец из народа, был первым дожем Генуи и ее верховным правителем. Для большей театральности этот моряк, ставший умелым политиком, был превращен драматургом в пирата. Его избранницей стала дочь аристократа и сословное неравенство легло в основу драматического конфликта. Первая постановка успеха не имела: критики и зрители сочли оперу Верди «Симон Бокканегра» мрачной и печальной. Четыре года спустя, после существенных изменений в либретто и серьезных музыкальных переработок, она была с невероятным успехом представлена в Ла Скала.