Мариус Петипа
11 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
11 марта 1818 года в Марселе родился человек, без которого русский балет вряд ли называли бы лучшим в мире. За право считаться «родиной его таланта» Россия и Франция будут спорить всегда. Танцовщик и хореограф, главный балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа. Он покинул Францию на пике карьеры, но не только потому, что получил в России выгодное место. Маэстро утверждал, что в Европе «уклоняются от серьезного искусства». Петипа разработал новую структуру балетного спектакля, объединив танец и пантомиму. Но велик он в первую очередь потому, что сделал музыку одним из главных действующих лиц балета. Петипа считал, что «Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы».
«Идёт-гудёт Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!» Символично, что эти строчки поэта Николая Некрасова, положенные на музыку Сергеем Рахманиновым, впервые прозвучали весной — 11 марта 1902 года. Сегодня исполняется 120 лет со дня первого исполнения кантаты для баритона, хора и оркестра «Весна». Это время было для Рахманинова особенным. Его Второй фортепьянный концерт был с восторгом принят публикой и критикой. На 29 апреля была намечена свадьба: композитор женился на своей двоюродной сестре, дочери статского советника Наталье Сатиной. Свет, любовь и обновление — этими чувствами проникнута кантата. Ее премьера состоялась в концерте Московского филармонического общества в исполнении солиста Мариинского театра Александра Смирнова, хора любителей музыки и оркестра под управлением Александра Зилоти. Четыре года спустя за кантату «Весна» Сергею Рахманинову была присвоена Глинкинская премия, учрежденная для поощрения русских композиторов меценатом Митрофаном Беляевым.
11 марта 1851 года в Венеции состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». В основу либретто была положена запрещенная тогда во Франции пьеса Виктора Гюго «Король забавляется». Чтобы избежать обвинений в подрыве авторитета монархии, авторы оперы разжаловали главного героя в герцоги и смягчили напряженность классового конфликта. Развращенный правитель, невинная девушка, любящий отец, он же грозный мститель, — история скорее романтическая, чем социальная. Гениальная музыка Джузеппе Верди обеспечила ей не только громкую премьеру. Опера быстро разошлась по всем европейским сценам. Исключение составила Франция. Виктор Гюго, не простивший вмешательства в его сюжет, шесть лет противился постановке «Риголетто» у себя на родине.