Премьера Седьмой симфонии
5 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
5 марта 1936 года газета «Известия» писала: «Сегодня впервые поднимается занавес „Центрального детского театра“, созданного по решению Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП (б). Партия и правительство предоставили „Центральному детскому театру“ одно из лучших театральных зданий столицы с хорошо оборудованной сценой, с большим зрительным залом и просторными фойе, в которых можно организовать для детей и прекрасное театральное зрелище, и весёлый отдых». Сезон в помещении бывшего Второго МХАТа открывал коллектив из 375 человек. Первой была поставлена пьеса Валентины Любимовой «Серёжа Стрельцов». Основательницей театра, его директором и художественным руководителем стала Наталия Сац — режиссер, драматург и педагог, названная в газетной статье «„пионером и инициатором“ детского театрального движения. В 50-х- 60-х годах прошлого века в „Центральном детском театре“ работали выдающиеся артисты и режиссеры Олег Ефремов, Мария Кнебель и Анатолий Эфрос. Сегодня это Российский академический молодежный театр.
5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда была впервые исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Первые наброски произведения композитор сделал в городе на Неве еще до войны, а вторую и третью часть писал после начала гитлеровской блокады. В эвакуацию он был отправлен по личному приказу Сталина. Работа над финалом симфонии продвигалась довольно трудно, официально Шостакович закончил ее в конце декабря 1941 года. Рассказывают, что нотную бумагу для оркестровки в Куйбышев доставили по воздуху спецрейсом. Исполнение готовили два месяца. Писатель Алексей Толстой так охарактеризовал эту музыку: «Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества». «Ленинградская» симфония стала символом сопротивления фашизму и веры в грядущую победу над врагом.
5 марта 1887 года родился один из самых ярких музыкантов Латинской Америки Эйтор Вилла-Лобос. Консерваторию в родном Рио-де-Жанейро будущий бразильский классик не закончил. Он отправился с бродячими артистами странствовать по родине — изучал фольклор, мелодии и традиции. Первые сочинения одаренного самоучки — пьесы и танцевальные мелодии помечены последним годом XIX века. Вилла-Лобос играл в уличных оркестрах и работал тапером в кинотеатрах. Однажды его услышал великий пианист Артур Рубинштейн и настоял на том, чтобы одаренный бразилец продолжил музыкальное образование. Вилла-Лобос на семь лет обосновался в Париже, а в Бразилию вернулся прославленным композитором. Маэстро немало сделал для развития культуры своей страны: основал несколько музыкальных школ, инициировал открытие Бразильской академии музыки и оставался ее президентом до конца жизни.