«Севильский цирюльник»

  • 20 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
20 февраля 1816 года в Риме состоялась премьера комедийной оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». К тому времени одноименная пьеса Бомарше уже имела музыкальное воплощение. Более 30 лет назад его представил публике композитор Джованни Паизиелло. Россини взялся написать свою версию для карнавала в римском театре «Арждентина», однако все варианты его либретто отвергала цензура. Пришлось прибегнуть к проверенной драматургии, уже использованной Паизиелло. Из-за волокиты с либретто на музыку у Россини осталось около двух недель и ему пришлось задействовать уже готовые фрагменты своих прошлых сочинений. Первое представление оперы, которая в тот день называлась «Альмавива, или Тщетная предосторожность», сорвали зрители, которые страшно шумели и кашляли. Скорее всего, это были клакеры, оплаченные ревнивым Паизиелло, увидевшим в Россини явного конкурента. Последующие постановки «Севильского цирюльника» по всему миру чаще всего сопровождал громкий успех.
20 февраля 1729 года в Костроме родился создатель первого публичного русского театра Фёдор Волков. В двенадцатилетнем возрасте его отправили в Москву в обучение к немецким промышленникам. Здесь мальчик увлекся театральными постановками студентов Славяно-греко-латинской академии. Свою первую постоянную труппу Фёдор Волков собрал из числа увлеченной молодежи Ярославля. В городе для его театра даже построили отдельное здание. Вскоре последовал Указ императрицы Елизаветы Петровны о вызове ярославских актеров в столицу, где был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр». Волков получил официальное звание «первого русского актера» и впоследствии удостоился дворянского титула. Он сочинял пьесы по церемониальным поводам, а его последним произведением стал маскарад «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. Действо было призвано возвеличить новую императрицу как справедливую правительницу и покровительницу наук и искусств. Тексты песен и хоров написали главные поэты эпохи — Александр Сумароков и Михаил Херасков.
Бельгийский скрипач, композитор и педагог Шарль Огюст де Берио родился 20 февраля 1802 года. В девятилетнем возрасте он лишился родителей и обязанности опекуна взял на себя друг отца — Франсуа Тиби, который учил мальчика музыке. В 22 года де Берио стал придворным музыкантом французского монарха. Из Парижа талантливый скрипач перебрался на службу к королю Нидерландов Виллему I. Это случилось незадолго до того, как Брюссель стал столицей независимой Бельгии. Де Берио вел скрипичный класс в Брюссельской консерватории и много гастролировал вместе со своей гражданской женой — легендарной певицей Марией Малибран. На склоне лет по приглашению дипломата и мецената князя Николая Юсупова бельгийский скрипач побывал и в России. Здесь он написал фантазию для скрипки и фортепиано на тему романса Александра Даргомыжского «Душечка-девица».

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».