«Борис Годунов»
8 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
8 февраля 1874 года в петербургском Мариинском театре состоялась премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». В ней отразилась история России конца XVI — начала XVII веков. В стране назревает так называемое Смутное время, а на Москву наступает войско Лжедмитрия. Пафос произведения Мусоргский сформулировал так: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей». Композитор сам взялся за сочинение либретто, положив в основу трагедию Пушкина и материалы из «Истории государства российского» Карамзина. Законченное произведение он представил в Дирекцию императорских театров и в течение нескольких лет добивался премьеры, внося под давлением чиновников изменения в сюжет и партитуру. Публика оказала «Борису Годунову» восторженный прием. Но поговаривали, будто императорской семье произведение не понравилось.
День российской науки мы отмечаем с 1999 года. Дату для праздника подсказал Указ Петра I, которым он 8 февраля 1724 года повелел основать в России «Академию наук и курьезных художеств». У нас есть все основания гордиться своими учеными: среди их достижений — электронный микроскоп, баллистическая ракета, искусственный спутник Земли, атомная электростанция, радио, телевидение и многое другое. Ломоносов и Павлов, Ландау и Капица, Курчатов и Менделеев, Циолковский и Королёв, Попов и Зворыкин — авторитет наших ученых неоспорим. Россияне и граждане СССР не раз удостаивались престижных Нобелевских премий.
8 февраля 1826 года венецианскому дворянину Антону де Росси был выдан патент на изготовление модели российской столицы в масштабе один к двумстам сорока. Все строения Санкт-Петербурга копировались с натуры. Дома делались из картона, крыши — из свинца, мосты и колонны — из дерева, Нева и каналы — из белой жести, статуи — из алебастра. Газета «Северная пчела», обозревая уже почти законченную работу, писала: «… все отделано с наивозможною точностью: капители, фронтон, балконы, железные, решетки, статуи, барельефы и даже цвет краски домов до того сходствует, что каждый житель немедленно распознает не только наружный фасад дома своего, но и внутренние надворные строения…» За просмотр подобной диковины планировалась брать по пяти рублей. Вот только желающих нашлось немного: и цена была высока, и петербуржцы в тот момент были больше озабочены судом над декабристами. В конце года искусную модель вывезли за границу ради показа в европейских столицах. Последними мини-Петербург видели парижане. Далее следы его теряются.