Открытие Московской филармонии
29 января 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он играл на фортепиано с раннего детства, серьезно занимался на инструменте в студенческие годы, а жизнь свою посвятил истории музыки. 29 января 1866 года в бургундском городке Кламси родился Ромен Роллан — писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии. Его сорбоннская диссертация называлась «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». К его наиболее значимым трудам относятся монографии «Музыканты прошлого», «Музыканты наших дней» и «Гендель». Ромен Роллан переписывался с Толстым, Горьким, Эйнштейном и Фрейдом. Его самый известный роман «Жан-Кристоф», состоящий из 10-ти книг и переведенный на десятки языков, повествует о кризисе гениального немецкого музыканта. Принято считать, что у главного героя были два прототипа: второстепенный — сам автор, и главный — Людвиг Ван Бетховен. Среди многочисленных замечательных высказываний Ромена Роллана встречаем и такое: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его».
В этот день в 1922 году была торжественно открыта Московская государственная филармония. Она была основана по инициативе тогдашнего наркома просвещения Анатолия Луначарского, а первый художественный совет возглавил выдающийся композитор и педагог Николай Мясковский. Первый концерт Филармонии состоялся в Большом зале Московской консерватории. Свой собственный зал в центре столицы, которому было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, Московская филармония получила в 1940 году. С этой уникальной организацией теснейшим образом связаны самые громкие имена советской и российской академической музыки, при ее участии и на ее площадках состоялись самые значимые выступления XX и XXI веков. В нынешнем году эта, одна из крупнейших концертных организаций мира, проводит юбилейный, сотый сезон.
29 января 1781 года в Новом придворном театре Мюнхена состоялось первое представление оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Идоменей». Произведение, основанное на древнегреческом мифе, композитор сочинял по заказу курфюрста баварского и пфальцского Карла Теодора. Моцарт на несколько месяцев переехал из Зальцбурга в Мюнхен и держал отца в курсе происходившего. Из их основательной переписки потомки узнали, что подготовка оперы к постановке гладкой не была. Возможности солистов представлялись композитору весьма ограниченными — 67-летний тенор был «подобен статуе», молодой итальянский кастрат оказался «совершенно безграмотен» и либретто приходилось сокращать, не дожидаясь согласия автора текстов. Тем не менее, репетиции возбудили всеобщий интерес, слухи дошли до Зальцбурга и на премьеру явились многие земляки композитора. Спектакль прошел при переполненном зале и представление сопровождалось овациями. Это исполнение оперы «Идоменей» было при жизни Моцарта единственным.