«Оттон»
23 января 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
23 января 1723 года в Лондоне прошла премьера оперы Георга Фридриха Генделя «Оттон». Это произведение до сих пор находится в тени иных, более популярных, работ композитора. Оно не поражает воображение ни шквальной виртуозностью арий, ни масштабом батальных сцен. Выразительность «Оттона» кроется в подчеркнутой камерности, неторопливом развитии действия и тщательной проработке характеров. До самой премьеры Гендель вносил в партитуру изменения, стараясь добиться необходимого блеска. Современникам опера «Оттон» запомнилась еще и скандалом, который случился на репетиции. Молодая певица, Франческа Куццони, сочла свою арию ниже собственного таланта. Гендель в ответ пообещал выкинуть строптивую солистку в окно. Конфликт удалось погасить, ария стала популярной, а Куццони еще долго включала ее в программу сольных камерных концертов.
23 января 1820 года в семье чиновника финансового ведомства родился Александр Серов — действительный статский советник, композитор и музыкальный критик. Он окончил Императорское училище правоведения, работал в Министерстве юстиции и Уголовной палате, но музыка постоянно отвлекала его от государственной службы. Первые оперы собственного сочинения — «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь» были не слишком удачны, но все же повлияли на решение выйти в отставку. Художественные вкусы Александра Серова формировались под воздействием личных знакомств с Михаилом Глинкой, Александром Даргомыжским, Ференцем Листом и Рихардом Вагнером. Его критические статьи публиковались в журналах «Сын Отечества», «Пантеон» и «Современник». Он первым употребил в печати термин «симфонизм». А еще Александр Серов воспитал прекрасного сына — Валентина, который стал прославленным живописцем и подарил нам портреты Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Федора Шаляпина, Николая Римского-Корсакова и «Девочку с персиками».
23 января 1910 года в кочевой цыганской семье на территории Бельгии родился Жан Ренар. Ему довелось прославиться в качестве джазового гитариста под именем Джанго Рейнхард. Его первыми музыкальными инструментами были скрипка и банджо. Его дар подтверждает такая легенда: однажды 9-летний музыкант на слух воспроизвел подряд 17 незнакомых мелодий, только что наигранных ему на аккордеоне. В 18 лет Джанго серьезно пострадал во время пожара в таборе: на левой руке рабочими остались лишь два пальца. Он учился играть заново и разработал для себя совершенно новую гитарную технику. Тогда же он увлекся искусством музыкальной импровизации, естественным образом трансформировав его в новый стиль — «джаз-мануш». Талант, открытость и джаз помогли выходцу из табора прославиться и стать своим среди интеллектуалов-авангардистов и прочих представителей парижской богемы. Рейнхард много выступал во время немецкой оккупации Франции: нацисты считали джаз «недомузыкой» и концерты цыганского гитариста были своего рода «сопротивлением». В послевоенные годы Джанго Рейнхард играл все реже и большую часть времени посвящал живописи.