Евдокия Истомина
17 января 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
По ней сходили с ума. Из-за нее дрались на дуэлях. Это о ней Пушкин писал:
«И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет».
17 января 1799 года в Санкт-Петербурге родилась Евдокия Истомина. Ее шестилетнюю приметил Шарль-Луи Дидло, который в самом начале XIX века по приглашению директора Императорских театров Николая Юсупова вершил судьбы столичного балета. Именно он заменил в русской хореографии шиньоны и кафтаны на трико и прыжки. «Полеты» стали визитной карточкой его лучшей ученицы. А еще Дидло научил ее танцевать на пуантах, что в то время в России было невиданной редкостью. Истомина дебютировала на сцене в 17 лет и в Петербурге тут же заговорили о красавице, поражающей грацией и магией черных глаз. С каждой новой ролью число поклонников Истоминой росло, а в круг самых близких попали штабс-ротмистр Василий Шереметев и секретарь коллегии иностранных дел Александр Грибоедов. Честь прекрасной дамы легла в основу целой череды дуэлей. Шереметев был убит, Грибоедов — ранен. Эти события произвели большое впечатление на Пушкина. Помимо «Евгения Онегина», фамилия Истоминой встречается в набросках ненаписанного Александром Сергеевичем романа «Две танцовщицы».
Он основал дискуссионный кружок, который вырос в Американское философское общество. Он установил природу молнии и доказал, что электричество атмосферное и получаемое с помощью трения тождественны. Его подпись стоит на Декларации независимости и Конституции США. Он придумал кресло-качалку, громоотвод и предложил взрывать порох при помощи электрической искры. Он основал первую в Америке публичную библиотеку и стал первым американцем среди иностранных членов Российской академии наук. Он никогда не был президентом, но его облик украшает стодолларовую купюру. 17 января 1706 года в Бостоне родился ученый, политик и общественный деятель Бенджамин Франклин. В числе изобретений этого, по всем статьям, выдающегося человека есть и музыкальный инструмент. В 1761 год Франклин изготовил 37 стеклянных полусфер разного диаметра: каждая отвечала за свою ноту. Затем изобретатель нанизал их на единую ось, имевшую педальный привод, схожий с механизмом швейной машинки. Полусферы, вращаясь на оси, постоянно увлажнялись, а пальцы музыканта, прикасавшиеся к краям, извлекали божественные звуки. Споры о воздействии инструмента Франклина на человека не стихали около ста лет. В Германии начала XIX века считалось, что при его прослушивании можно лишиться рассудка. А вот австрийский психиатр Франц Мессмер использовал эту музыку для успокоения своих не в меру возбужденных пациентов. Тем временем «стеклянная гармоника» обогатила фантазию Доницетти, Сен-Санса, Бетховена и Штрауса. Она расширила инструментальные возможности и русских композиторов. К примеру, Глинка использовал это воплощение «музыки сфер» в опере «Руслан и Людмила», когда иллюстрировал чудеса колдуна Черномора. А Чайковский включил «пение стекла» в партитуру балета «Щелкунчик». В сопровождении «стеклянной гармоники» танцует его Фея Драже.