«Тоска»
14 января 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
14 января 1900 года в римском «Театро Костанци» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Тоска». Пьеса, на которой было основано либретто, имела небывалый успех, ведь автор — Викторьен Сарду — писал ее специально для великой Сары Бернар. Опере Пуччини на премьере повезло куда меньше. Его творение сочли излишне драматичным и даже натуралистичным. Критики обвинили композитора в том, что он черпал вдохновение в своих предыдущих работах, а сцену пыток окрестили «звуковым и сценическим садизмом». Прошло время, и «Тоску» Пуччини признали шедевром. Ей отвели достойное место в мировом музыкальном наследии. А вот изначально нашумевшая пьеса Сарду с театральных подмостков исчезла практически бесследно.
14 января 1506 года в Риме под землей на месте «Золотого дома» императора Нерона была найдена ныне широко известная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья». Работу родосских скульпторов относят к I веку до нашей эры, а иллюстрирует она события Троянской войны. Жрец Лаокоон убеждал сограждан не допускать в Трою деревянного коня, внутри которого пряталось войско неприятеля. За это бог Аполлон наслал на него громадных змей, которые задушили и прорицателя, и его сыновей. В наши дни античным шедевром можно полюбоваться в ватиканском Музее Пио-Клементино.
14 января 1824 года в семье известного архитектора родился будущий прославленный музыкальный и художественный критик Владимир Стасов. Отец видел его чиновником и отдал в училище правоведения, но вместо юриспруденции юноша погрузился в атмосферу искусства. По его собственному признанию, «в наше время музыка играла у нас такую важную роль, что, наверное, могла считаться одною из самых крупных черт общей физиономии училища». Первую музыкальную рецензию Стасова, посвященную Гектору Берлиозу, журнал «Отечественные записки» напечатал, когда автору было 23 года. После трехлетнего зарубежного вояжа начинающий публицист вернулся в Санкт-Петербург и стал поборником «критического реализма». Он уверял читателей в том, что «всякий народ должен иметь свое собственное национальное искусство, а не плестись в хвосте других по проторенным колеям, по чьей-либо указке». Стасов выступал против безальтернативного господства академических подходов. Он последовательно поддерживал сначала «Артель свободных художников», а потом и «передвижников». Это он придумал для петербургского сообщества композиторов-бунтарей название «Могучая кучка» и стал их идеологом. А еще газетный критик много работал на благо Публичной библиотеки Санкт-Петербурга — помогал собирать бесценные исторические материалы и организовывать выставки древнерусских рукописей. Владимиру Стасову уделили часть экранного времени в двух советских фильмах пятидесятых годов — «Мусоргский» и «Римский-Корсаков». Его образ воплотил прекрасный актер Николай Черкасов.