«Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева
11 января 2022
Сегодня — один из самых нестандартных и самых приятных праздников. 11 января все, кому небезразлична вежливость, отмечают Международный день «спасибо». В античности благодарность трактовалась как добродетель и связывалась со справедливостью. Древнеримский оратор и философ Цицерон утверждал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным». Среди лингвистов бытует мнение, что слово «спасибо» появилось в русском языке в XVI веке при активном участии дьякона Аввакума и было оно напрямую связано с выражением «спаси Бог». Разумеется, сегодня в первую очередь хочется сказать вам спасибо, за то, что вы слушаете радио «Орфей»!
11 января 1940 года в ленинградском Театре оперы и балета имени Кирова состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Драматическая основа и музыка были готовы еще пять лет назад. Авторы тогда предложили добавить к трагедии Шекспира неортодоксальный финал: герои не просто остаются живы, но и сохраняют романтические отношения. Советская цензура пришла в недоумение, и сценарий пришлось вернуть в привычное драматическое русло. Затем появились претензии к музыке, ее назвали «нетанцевальной». Когда балет Прокофьева всё-таки решились поставить в Ленинграде, вокруг него вновь разгорелись нешуточные страсти. И музыканты, и артисты, как могли, сопротивлялись «небалетной» музыке. В «Кировском театре» даже родилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Авторам пришлось серьезно переработать и драматургию, и партитуру. На премьере главные партии исполнил звездный дуэт — Галина Уланова и Константин Сергеев.
Он родился 11 января 1895 года в американском городке Эванстон, штат Иллинойс. Мальчик был одержим техникой. В 14 лет он предложил фирме «Рено» собственные чертежи автоматической коробки передач. Первый из 110-ти патентов ему выдали в 17 лет. Среди его разработок: бесшумные часы с пружинным приводом, очки для трехмерного кино и электрический стол для бриджа. И все же имя его по сей день принадлежит музыке. Более того, оно стало нарицательным. Электромеханический орган собственного имени Лоуренс Хаммонд запустил в производство в 1935 году. Первоначально этот звуковой генератор преподносился как отличная альтернатива стационарным церковным органам — инструмент был легким, мобильным и сравнительно дешевым. Вскоре эти качества по достоинству оценили музыканты, весьма далекие от исполнения псалмов. Звуки органа Хаммонда украсили концерты и записи групп «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Yes» и «Procol Harum». Что говорить, без Лоуренса Хаммонда блюз и рок звучали бы совсем по-другому.