«Норма» Винченцо Беллини

  • 26 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
26 декабря 1883 года в парижском театре «Варьете» состоялась премьера оперетты композитора Флоримона Эрве «Мадмуазель Нитуш». Это произведение было в значительной степени автобиографичным. Эрве, один из основоположников французской музыкальной комедии, как и главный герой его сочинения — Флоридор-Селестен, в начале творческого пути разрывался между музыкой духовной и светской. Он служил органистом в парижской церкви Сент-Эсташ и параллельно развивал карьеру актера, лирического тенора и сочинителя. Эта сюжетная основа позволила либреттистам Анри Мельяку и Альберу Мийо написать чрезвычайно веселую и трогательную пьесу. Через год после парижской премьеры оперетту «Мадмуазель Нитуш» поставил на российской сцене Константин Сергеевич Станиславский и сам с удовольствием исполнил главную роль.
В такой же декабрьский вечер, но в 1831 году на сцене миланского театра Ла Скала разгорались дохристианские страсти. Зрителям впервые представляли оперу Винченцо Беллини «Норма», впоследствии ставшую эталоном бельканто. Любовный треугольник на фоне римских попыток завоевать Галлию, колдовство, прелюбодейство, предательство, друиды, легионеры и эффектная смерть на жертвенном костре. Драма французского сочинителя Луи-Александра Суме, по которой было написано либретто, называлась «Норма или детоубийство». В оперной версии название сократили, потому что жрицу изобразили страдающей, но не кровожадной — её потомство остается в живых. В то время Беллини творил под давлением критики, которая обвиняла его в чрезмерной простоте мелодий и инструментовок. Новая опера была своего рода ответом. Каватину «Casta Diva» композитор переделывал восемь раз, а первая исполнительница заглавной партии — Джудитта Паста долгое время отказывалась ее петь, поскольку всерьез сомневалась, что справится. В результате «Норма» стала оперной классикой. В ней блистали величайшие мировые сопрано, включая Марию Каллас и Монсеррат Кабалье.
26 декабря 1780 года родилась выдающаяся русская танцовщица Евгения Колосова. Она появилась на свет в семье фигуранта — так в то время называли артистов кордебалета, которые, принимая изящные позы, составляли балетные фигуры. 17-летняя артистка дебютировала в балете «Пигмалион», и успех позволил ей стать солисткой императорского театра. Павел I, реформируя российский балет, возложил мужские партии на хрупкие плечи хорошо сложённых танцовщиц. Евгения Колосова, которой и эти роли удавалось исполнять с особым изяществом, стала одной из любимых актрис императора. Балетмейстер Адам Глушковский так отзывался о танцовщице: «Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи». Сценическая карьера логично перетекла в педагогическую. Подопечные вспоминали: «Каждое развивающееся дарование она встречала приветом и поощрением, и для каждого из собратий своих, даже самых младших, нуждавшихся в утешении, у ней готово было слово надежды и ободрения». Среди учениц Евгении Колосовой была блистательная Авдотья Истомина.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».