Дом-музей Чайковского
21 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В феврале 1885 года Петр Ильич Чайковский писал Надежде фон Мекк: «Мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры». Но реализовал ее композитор всего за два года до смерти, арендовав запущенный барский дом на берегу реки Сестры. С того момента день Чайковского обрел постоянный распорядок. Он вставал между семью и восемью часами. С половины десятого до часу дня работал, после обеда следовала неизменная двухчасовая прогулка, во время которой композитор старался сочинять. Просмотр газет и беседы с гостями предваряли вечернюю двухчасовую работу. День заканчивала партия в винт и разбор корреспонденции. Биографы отмечают, что в «клинский» период Чайковский испытал небывалый творческий подъем. После смерти Петра Ильича его брат Модест приложил все усилия к тому, чтобы выкупить особняк и по возможности сохранить в нем всё, как было при жизни великого композитора. 21 декабря 1894 года считается днем основания «Дома-музея Петра Ильича Чайковского» в Клину.
21 декабря 1913 года в американской газете «Нью-Йорк уорлд» был опубликован первый кроссворд. Его авторство принадлежит журналисту Артуру Уинну. По заданию редактора он готовил рождественское приложение, которое должно было развлечь всю семью. Уинн вспомнил «магические квадраты», которые в детстве рисовал для него дед. В них нужно было заполнить вертикальные и горизонтальные линии одинаковыми словами. Артур усовершенствовал игру: в его версии слова не повторялись и отделялись друг от друга темными клетками.
21 декабря 1925 года в Москве в здании Большого театра публике был впервые показан фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Эта картина сопровождала торжества по поводу двадцатилетия первой русской революции 1905-го года. Фильм был немым и черно-белым. По сюжету восставшие матросы поднимают над кораблем красный флаг. На съемках Эйзенштейн использовал белое полотнище, а на копии, предназначенной для демонстрации в Большом театре, 108 кадров с развивающимся знаменем были раскрашены вручную. За последующие годы картина не раз подвергалась редактуре: удалялись сцены, изменялись титры, а слова Льва Троцкого в прологе были заменены ленинской цитатой. На первых сеансах «Броненосец Потёмкин» сопровождала музыка Бетховена. Для европейского проката в 1926 году музыку написал австрийский композитор Эдмунд Майзель. В его партитуре, авторизованной самим Эйзенштейном, были использованы мелодии песен «Дубинушка» и «Вы жертвою пали». Немой «Броненосец Потемкин» был озвучен в 1930 году. Через 20 лет фильм отреставрировали, а еще спустя четверть века появилось новое издание, в котором зазвучала музыка Дмитрия Шостаковича.