«Жизнь за царя»
9 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
9 декабря по инициативе Организации Объединенных наций отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Явление это старо, как мир, и родилось вместе с первым чиновником. От коррупции страдали и шумерские правители, и египетские фараоны, она упоминается и в Библейских текстах, и трудах средневековых мудрецов. Итальянский философ Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с чахоткой. В начальной стадии болезнь трудно диагностировать, но тогда она легко поддается лечению. Когда недуг виден во всей красе, избавиться от него уже почти невозможно.
Вечером 9 декабря 1836 года в Петербурге состоялось первое исполнение оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». По воспоминаниям друзей композитора, намерение написать национальную русскую героико-трагическую оперу возникло у него в Италии. Глинка не только сам полностью продумывал композицию и драматургию. Он сочинял музыку раньше текста, так что либреттистам приходилось подстраивать слова под готовые мелодии. В период подготовки за оперой сохранялось название «Смерть за царя», и лишь за неделю до представления высочайшим соизволением она была переименована. Премьеру приурочили к открытию Большого театра, который реконструировали после пожара. Дирижировал один из лучших маэстро того времени Катерино Кавос. Композитор и критик Александр Серов писал: «На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою „Жизнь за царя“ случилось именно такое исключение». В зале присутствовал император Николай I. Произведение, в его монархическом пафосе, тронуло царя. В знак своего чрезвычайного одобрения он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень. В советские годы либретто оперы при помощи поэта Сергея Городецкого было избавлено от излишнего «царизма», а на афишу вернули имя главного героя — «Иван Сусанин».
По примечательному совпадению 9 декабря 1842 года в столице на Неве состоялась премьера еще одного сочинения Михаила Глинки. Опера «Руслан и Людмила» была основана на сказочной истории о любви, колдовстве, трусости и предательстве, которую 22 года назад рассказал в стихах Александр Сергеевич Пушкин. Великий русский поэт в работе над либретто не участвовал. Глинка начал писать музыку уже после его трагической дуэли с Дантесом. Премьера восторга не вызвала, но музыковеды в этом композитора не винят и настаивают на том, что публика просто не была готова к музыкальному новаторству. Также немало претензий было предъявлено премьерной исполнительнице партии Ратмира — Анфисе Петровой. Однако, по утверждена газетчиков тех лет, уже к третьему представлению недоверие зала удалось преодолеть благодаря появлению на сцене солистки, с которой изначально репетировал Глинка. Певица Анна Петрова «исполнила сцену третьего действия с таким увлечением, что привела публику в восторг и раздались звонкие и продолжительные рукоплескания».