Пьетро Масканьи

7 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Композитор Пьетро Масканьи родился 7 декабря 1863 года в итальянском городе Ливорно в семье булочника. Этот выпускник миланской консерватории руководил передвижными опереточными труппами, преподавал и сочинял музыку. Петр Ильич Чайковский отзывался о нем так: «Масканьи, очевидно, человек не только очень даровитый, но и очень умный. Он понял, что в настоящее время повсюду веет духом реализма, сближения искусства с правдой жизни, что человек с его страстями и горестями нам понятнее и ближе, чем боги и полубоги». Собственно, именно это и прославило основоположника оперного веризма. Это течение возникло в искусстве на пороге двух веков и означало желание обильно приправить реализмом, и даже натурализмом, барочные традиции. Наглядный музыкальный пример веризма — опера Масканьи «Сельская честь». Яркое воплощение деревенского быта и адекватных ему лирических страданий настолько пришлись ко двору, что театры боролись за право поставить произведение на своей сцене. В 1890 году «Сельская честь» начала триумфальное шествие по подмосткам Европы и Америки. Доход от постановок позволил автору долгое время существовать вполне безбедно. Возможно поэтому ничего более значительного за оставшуюся жизнь Масканьи не создал.
Согласно некоторым историческим источникам, в этот день в 1718 году в Петербурге, в доме Петра Бутурлина на Большой Дворянской улице Петр I устроил первую ассамблею. Так называлась форма светского досуга, которая, по мнению царя, должна была сделать Россию схожей с просвещенной Европой. На первых порах ассамблеи казались боярам времяпрепровождением неприличным, особо их смущало обязательное присутствие жен. Следить за регламентом благородных увеселений Петр повелел графу Петру Ягужинскому. Тот пресекал ропот в боярских кругах, просматривал списки приглашенных и выявлял прогульщиков. В программу ассамблей входили напитки, танцы, игры, курение и беседы. Согласно царскому указу, гость должен был являться «мыту тщательно, без пропускания оных мест» и «бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести». Предписывалось также быть наполовину голодным и «пьяным саму малость». Каждый сановник и богатый купец был обязан провести у себя подобное мероприятие. Петровские ассамблеи исторически плавно перетекли в дворянские балы.
7 декабря 1919 года в России первые шесть театров были удостоены почетного звания «Академический». Среди основных требований к претендентам было наличие глубоких традиций, воспитание на их основе актерской школы и широкое признание зрителей и театральной общественности. Руководители советской культуры решили, что этим критериям наилучшим образом соответствуют в Москве — Большой, Малый и Художественный, а в Петрограде — Александринский, Мариинский и Михайловский. Первое время представители так называемого «левого искусства», отрицавшие все, что было до них, резко нападали на академические театры и даже требовали их закрытия. Тем не менее, этот титул уважительно звучит в названиях многих наших театров и по сей день.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».