Государственный джаз-оркестр СССР
27 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом?» Так рассуждает лирический герой книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Когда писателя спрашивали, к какому жанру можно отнести его художественно-философский трактат он отвечал: «К симфониям». Возможно поэтому симфоническую манеру повествования избрал и композитор Рихард Штраус. Он первым осмелился выразить конкретную философию в нотах. Герой Ницше отвергает и любовь, и религию, и науку, чтобы удалиться в «мир надзвёздный». Симфоническая поэма Штрауса — не музыкальный пересказ книги, а вольная фантазия на увлекшую композитора тему. Обычно это произведение называют ярким примером «позднего немецкого романтизма, тяготеющего к зарождающемуся модернизму». В мировом академическом репертуаре оно стало знаковым. Его фрагменты использовались далеко за пределами концертных залов: достаточно вспомнить фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» или музыкальное оформление телевикторины «Что? Где? Когда?». А впервые симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» прозвучала во Франкфурте-на-Майне 27 ноября 1896 года.
В этот день в 1730 году был издан один из самых «светлых» Указов российской императрицы Анны Иоанновны. Суть его сводилась к следующему: «На Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень». И уже в начале января на столичных улицах зажглись 520 масляных светильников. Свет они давали довольно тусклый, но замену им нашли только через 130 лет. Керосиновые фонари горели в пять раз ярче.
27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов дебютировал Государственный джаз-оркестр СССР. Газета «Известия» откликнулась на это событие такими строчками: «Ещё несколько лет тому назад советский джаз буквально с боем завоевывал себе права гражданства и признание. В том, что советский джаз представляет собой в настоящее время подлинно художественное явление, мы могли воочию убедиться на вчерашнем выступлении». В год создания художественное руководство Государственным джазовым оркестром взял на себя композитор Матвей Блантер, а музыкальной частью заведовал Виктор Кнушевицкий. В Комитете по делам искусств при Совете народных комиссаров решили, что коллектив не будет чисто эстрадно-танцевальным или песенно-массовым. Общую стилистику охарактеризовали как симфоджаз. В разработке репертуара приняли живое участие Александр Цфасман, Исаак Дунаевский и Дмитрий Шостакович. А дебютным вечером в Колоном зале состоялась премьера песни «Катюша». Ее исполнила Валентина Батищева. Матвей Блантер по этому поводу вспоминал: «Когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов. Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела „на бис“ эту песню».