Пятая симфония Дмитрия Шостаковича
21 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 ноября 1965 года на сцене московского Театра Эстрады ставили оперу Михаила Карасёва «Морозко». В этот день родился совершенно новый, уникальный профессиональный театр оперы, балета и симфонической музыки для детей под руководством Наталии Сац. Первые 15 лет существования этого исключительного явления культуры были довольно сложными: формировались творческие принципы и нарабатывался репертуар. Процесс создания труппы, основу которой составили выпускники Гнесинки и ГИТИСа, тоже был непрост. Но главные трудности создавало отсутствие собственного помещения — в те годы чаще всего играли в здании столичной гостиницы «Славянский базар». В собственный дом на проспекте Вернадского, артисты, музыканты и балетная группа переехали в 1979 году. До сих пор крышу здания, построенного специально для Детского музыкального театра, украшает «Синяя Птица» — символ счастья и удачи.
21 ноября 1935 года Элла Фитцджеральд впервые вышла на сцену. Будущая немеркнущая звезда джаза, недавно сбежавшая из сиротского приюта в Гарлеме, получила возможность выступить на любительском конкурсе в театре Аполло. Вообще-то 18-летняя Элла собиралась танцевать, а спеть решилась в последний момент. Первую песню ей пришлось начать заново — от волнения сорвался голос. Но одобрительные возгласы из зала помогли юной певице показать свой вокал в полную силу. Восторженные зрители присудили Элле Фитцджеральд победу и 25-долларовую премию. 13 «Грэмми», звезда на голливудской Аллее Славы, Президентская медаль Свободы, Национальная медаль искусств — все эти награды будут позже…
21 ноября 1937 года Ленинградский филармонический оркестр под управлением Евгения Мравинского впервые представил публике Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича. Годом ранее советские власти организовали композитору волну критики в прессе, потребовав от него упростить создаваемую музыку и адаптировать ее к модели социалистического реализма. Пятую симфонию Дмитрий Шостакович сопроводил подзаголовком: «Ответ советского художника на справедливую критику» и на всякий случай пояснил содержание: «Тема моей симфонии — становление личности… Через ряд трагических конфликтов, большой внутренней борьбы утверждается оптимизм, как мировоззрение». Присутствовавший в зале Мстислав Ростропович описал безоговорочный успех Пятой симфонии как «сорокаминутную овацию со слезами на глазах».