Карл Мария фон Вебер
18 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
18 ноября 1928-го года в Нью-Йорке прошла премьера мультфильма «Пароходик Вилли», созданного Уолтом Диснеем. Мышонок Микки, он же Микки Маус, до этого уже появлялся на экране в двух немых диснеевских работах. «Пароходик» стал одним из первых мультфильмов с синхронным звуком и первым среди сохранившихся. В нем Микки Маус насвистывал и играл на животных как на музыкальных инструментах. Бюджет «Пароходика Вилли» составил 4986 долларов, а всех персонажей озвучивал лично Уолт Дисней.
«По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твердо стоять на ногах. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить ее напяливают на нее то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади». Так отзывался о современном ему состоянии музыкальных дел в Германии композитор Карл Мария фон Вебер. Он родился 18 ноября 1786 года. Вебера называют основоположником немецкой романтической оперы и непосредственным предшественником Вагнера. Германия XVIII и XIX веков нашла в его лице прекрасного музыканта, дирижера, литератора, публициста, критика и общественного деятеля. Он руководил оперными театрами и провел масштабную реформу музыкально-театрального дела. Пять астероидов, открытых в начале XX века, получили имена пяти героинь опер, написанных Карлом Вебером.
18 ноября 1898 года «Московская частная опера Саввы Мамонтова» представила публике премьерную постановку оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Это сочинение, открывшее «пушкиниану» композитора, с незначительными сокращениями следовало тексту одной из «Маленьких трагедий». Композитор вспоминал: «Сочинение это было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась прежде всего…» Ярким примером Римскому-Корсакову послужил «Каменный гость» Александра Даргомыжского, что вполне объясняет посвящение на партитуре «Моцарта и Сальери». Пресса была благосклонна и в отчетах о премьере можно было встретить такие слова: «Здесь все полно жизни, здесь все захватывает, потрясает…». Успех у публики был безоговорочным, во многом благодаря Фёдору Шаляпину. Вокальный гений и драматическое мастерство позволили ему придать образу Сальери трагедийную мощь и философскую значимость. До отъезда певца за границу он был в России единственным исполнителем этой партии.