«Дон Жуан, или наказанный распутник»
29 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
29 октября 1787 года в Праге состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан, или наказанный распутник». Композитор утверждал, что представление прошло «с самым громким успехом». Возможно потому, что автору удалось разрушить жанровые стереотипы и сплести воедино трагическое и комическое, возвышенное и низкое, смешное и трогательное. И если пражане эту бесцеремонность встретили с восторгом, то в чопорной и консервативной Вене «Дон Жуан» провалился. Фиаско немало способствовали интриги в театральных и даже политических кругах. Впрочем, в австрийской столице нашлись люди, оценившие оперу Моцарта по достоинству. Йозеф Гайдн сказал своему другу: «Если бы ты ничего другого, кроме „Дон Жуана“, не написал — и то было бы достаточно». У этого сочинения нашлись и более восторженные почитатели, к чьему мнению стоит прислушаться: «Дон-Жуана» называли «величайшей из когда-либо написанных опер» Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер.
В этот день в 1863 году на международной конференции в Женеве был основан Международный Красный Крест. Так благотворительная организация «Женевское общество благоденствия» откликнулась на идеи, изложенные швейцарским журналистом Анри Дюнаном в книге «Воспоминания о битве при Сольферино». Анри был потрясен картинами кровопролития и человеческих страданий и решил создать общество помощи раненым. В качестве эмблемы был выбран швейцарский флаг, на котором цвета фона и креста поменяли местами. Первый раз «Красный Крест» откликнулся на последствия датско-прусской войны 1864 года. Сейчас эта организация работает по всему миру и оказывает помощь людям, пострадавшим в результате боевых действий и защищает жертв войны.
Алексей Бахрушин. Этот видный русский купец, потомственный почетный гражданин и мануфактур-советник стал завсегдатаем Большого театра, когда ему едва исполнилось шесть лет. Повзрослев, он сблизился с труппой Малого театра и даже сам пробовал себя на сцене Перловского театрального кружка. Его увлечение театральными раритетами началось со спора, в котором он утверждал, что коллекционирование — это не случайное приобретение ярких безделушек, а кропотливое и вдумчивое дело. Первыми в его собрании появились 22 маленьких запыленных портрета, купленные за 50 рублей. На них были изображены неизвестные в сценических образах. Позже выяснилось, что это — крепостные актеры графа Шереметева, а по этим рисункам для них шили театральные костюмы. Постепенно коллекция, в которой накапливались миниатюры и фотографии, эскизы к спектаклям и иллюстрации, афиши и декорации, разрослась до музейных масштабов. 29 октября 1894 года Алексей Бахрушин впервые представил общественности свое собрание, посвященное театру. В 1913 году он передал экспонаты Российской академии наук и до конца дней оставался директором Театрального музея, который в наши дни носит имя его основателя.