Дмитрий Бортнянский
28 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
28 октября 1838-го года в Петербурге были торжественно открыты созданные по проекту архитектора Василия Стасова Московские триумфальные ворота. Они стали самым крупным в мире сооружением, собранным из чугунных деталей. Высота — 23, а длина — 36 метров. Их колонны собраны из металлических барабанов-секций весом от двух до четырех тонн. Ворота заказала еще Екатерина II, а проект Стасова утверждал уже другой император — Николай I. Он же оставил на памятнике собственноручную посвятительную надпись: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши». В 1936 году Московские триумфальные ворота разобрали ради переустройства Ленинграда, но четверть века спустя восстановили их на прежнем месте.
»… ты гимны дивные писал и, созерцая мир блаженный, его нам в звуках начертал». Автором этой цитаты из посвящения XVIII века считают Агафангела, патриарха Константинопольского. Она сопровождает почти каждую публикацию о русском композиторе Дмитрии Бортнянском, который родился в семье украинского казака 26 октября 1751 года. В возрасте восьми лет он был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге и заслужил специальный «пансион» для учебы в Италии. Из Венеции Бортнянский привез в Россию три своих оперы на мифологические сюжеты, сонаты, кантаты, духовные произведения и был назначен в императорскую капеллу уже директором. Творческое наследие композитора обширно и разнообразно: помимо шести опер, ему принадлежит более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения и романсы. Музыковеды отмечают безупречный художественный вкус Бортнянского и проявляют единодушие, утверждая, что его музыке присущи сдержанность, благородство и классическая ясность.
В этот день в 1919 году Конгресс США, несмотря на вето президента Вильсона, принял «сухой закон». На территории страны запрещалось производство, транспортировка и продажа спиртных изделий. Закон не был ратифицирован в Коннектикуте, Род-Айленде и Висконсине, откуда впоследствии потекли нелегальные алкогольные потоки. Мафия, несмотря на запрет, вполне освоилась и с производством спиртного, и с его импортом, в основном из Европы. В этот период большинство банд и криминальных семей заложили основы будущего благополучия и влияния. К концу 1920‑х годов доход от сбыта нелегального алкоголя превышал 2 миллиарда долларов в год. Представители шоу-бизнеса так или иначе соприкасались с этими деньгами. В непосредственных связях с мафией подозревали Фрэнка Синатру, Мэрилин Монро, Дина Мартина и Энрико Карузо. Культура довольно ярко отразила период «сухого закона», самым возвышенным образом романтизировав американскую организованную преступность. Больше других постарался кинематограф. Достаточно вспомнить драму «Однажды в Америке», экранизированный пародийный мюзикл «Багзи Мэлоун» или комедию «В джазе только девушки».