Жорж Бизе

  • 25 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
25 октября 1838 года в Париже на свет появился Александр Сезар Леопольд Бизе, названный при крещении Жоржем. В консерваторию родного города он поступил за две недели до своего десятого дня рождения. Преподававший ему игру на фортепиано Антуан Мармонтель так характеризовал исполнительский дар подопечного: «Он владел исключительным искусством нюансировать силу звука, сообщать ему особую певучесть то осторожным, то интенсивным нажимом пальцев». Не менее силен оказался Бизе и в композиции. Успех первой оперетты «Доктор Миракль» и прилагавшаяся к нему премия позволили сочинителю в течение трех лет взращивать свой талант в Риме. Бизе работал в симфоническом и хоровом жанре, писал для фортепиано и сочинял музыкальные комедии. Вершиной его творчества считают драматическую оперу «Кармен», созданную по сюжету французского классика Проспера Мериме. Парижская публика, считавшая себя весьма искушенной, тем не менее оказалась не готова к реализму, предложенному автором, и опера с треском провалилась. Охваченный горем композитор через три месяца после премьеры скончался от сердечного приступа. Понадобилось время для того, чтобы «Кармен» прославила Бизе в веках и стала оперным именем нарицательным.
25 октября 1762 года императрица Екатерина II сделала первый шаг к заселению территорий, недавно присоединенных к империи. К ним в первую очередь относились Поволжье и Причерноморье. Европейцам был адресован «Манифест», по которому им дозволялось беспрепятственно селиться в России. Будущим колонистам материально помогали с переездом, они получали личную свободу, право выбора места жительства и надолго освобождались от налогов. Переселенцам даровалась свобода вероисповедания, но запрещалась миссионерская деятельность. Также они сохраняли возможность беспрепятственного выезда из Российской империи. За три первых года этой политики императрица обзавелась 14-ю миллионами новых подданных. Часть из них осела в столице. В их числе было немало художников, музыкантов, архитекторов и композиторов, трудами которых обогатилась российская культура.
25 октября 1825 года мир обрел «короля вальсов». Этот возвышенный титул был при жизни дарован Иоганну Штраусу. Он появился на свет в Вене. Отец-композитор наградил сына собственным именем, но желал видеть в нем бизнесмена или хотя бы счетовода. Штраус-старший выходил из себя, когда видел отпрыска со скрипкой в руках. При заступничестве матери Штраус-младший тайком оттачивал мастерство и вскоре обратился в венский «Магистрат» за получением лицензии на дирижёрскую деятельность. С первых концертов он начал дирижировать оркестром, не выпуская из рук скрипки. В Россию «гений венского вальса» впервые приехал в 31 год. В течение десяти сезонов он руководил летней концертной программой в зале «Павловского вокзала» под Петербургом. Поверхностный подсчет произведений, написанных Иоганном Штраусом, обычно приводит к цифре 500. Маэстро увековечен в двух идентичных скульптурах: в пышной Вене она вся в золоте, а копия венского памятника в Павловске гораздо скромнее.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».