«Аида» в Большом театре
6 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
6 октября 1914 года родился писатель, путешественник, этнограф, археолог и, пожалуй, самый известный в мире норвежец — Тур Хейердал. Его гипотезы не укладывались в традиционные рамки. Его морские и сухопутные экспедиции демонстрировали редкую верностью собственным убеждениям и изрядный авантюризм. К примеру, 23-летний выпускник университета Осло на месяц поселился в доме таитянского вождя, где постигал науку выживания в естественных условиях. После этого ученый вместе с женой перебрался на изолированный остров для того, чтобы на практике опробовать приобретенные навыки. Ради того, чтобы доказать одну из своих теорий, Хейердал построил аутентичное судно из бревен бальсового дерева и в точности повторил путь вождя инков — Кон-Тики: четыре тысячи морских миль, непогода, штормы, голод и сто один день жизни. Удивительно, что человек, совершивший несколько рекордных путешествий по океану на доисторических судах, некоторое время страшно боялся воды из-за того, что однажды в детстве чуть не утонул.
В этот день в 1927 году в Нью-Йорке на Таймс сквер состоялась премьера фильма «Певец джаза». Именно этой работе студии «Уорнер Бразерс» присвоен титул первого полнометражного звукового кино. В нем были синхронизированы некоторые речевые эпизоды и присутствовало множество музыкальных номеров. Съемки фильма обошлись кинокомпании в четыреста двадцать две тысячи долларов, что почти в два раза превышало бюджет обычный картины того времени. Считается, что «Певец джаза» отразил расовые проблемы американского общества: белый артист, влюбленный в музыку черных, вынужден выходить на сцену глубоко загримированным. Несмотря на то, что большая часть художественных достоинств картины этим исчерпывалась, в 1996 году она была внесена в «Национальный реестр американских фильмов», обладающих существенным «культурным, историческим или эстетическим значением».
6 октября 1922 года в Большом театре, впервые на советской сцене, была поставлена «Аида» Джузеппе Верди. Эту оперу композитор написал на либретто египтолога Антонио Гисланцони в связи с открытием Суэцкого канала. Московской послереволюционной премьерой руководил режиссер и по совместительству бас Большого театра Владимир Лосский, за свою жизнь поставивший около 50 опер. Музыкальной частью заведовал дирижер Вячеслав Сук — выпускник Пражской консерватории, возглавлявший Большой театр с 1906 года. Первая советская «Аида» продержалась на сцене шестнадцать лет. Критика того времени с удовольствием отмечала исключительно удачное исполнение всех центральных партий. Среди солистов особо выделяли Ксению Дзержинскую, воплотившую образ рабыни Аиды, и Надежду Обухову, представлявшую Амнерис, дочь царя Египта. Наряду с комплиментами, советские рецензенты отмечали, что «художественное оформление спектакля в древнеегипетском стиле вступает в противоречие с реализмом характеров главных героев».