Открытие Санкт-Петербургской консерватории
20 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо родился будущий видный архитектор Джакомо Кваренги. В 35 лет он перебрался в Россию и до конца своих дней если и покидал ее, то очень ненадолго. Первые годы на новой родине Кваренги посвятил изучению русского зодчества. Во многом благодаря этому его здания столь органично влились в пейзажи Санкт-Петербурга и Москвы. Он жил и творил при трех императорах. Время и современники пощадили многие петербургские работы Кваренги, среди которых Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе, а также здания Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института.
20 сентября 1862 года в Новгороде в присутствии императора Александра II, его семьи и свиты был открыт памятник «Тысячелетие России». В процессе обсуждения самой идеи Кабинет министров предложил воздать должное всем главным участникам формирования российского государства. Из 53 проектов был выбран вариант Михаила Микешина. Над созданием решетки, рельефов и 129 исторических фигур трудился целый коллектив скульпторов. Монумент получился внушительным — высотой почти 16 метров и 9 метров в диаметре. Открытие памятника сопровождали трёхдневные торжества. К приезду высоких гостей Новгород отремонтировали и заново замостили.
20 сентября 1862 года была официально открыта Санкт-Петербургская консерватория. Ее прямым предшественником были «Общедоступные музыкальные классы» — детище Антона Рубинштейна. Выдающийся пианист и педагог поставил своей целью развивать «вкус к музыке в России», и при покровительстве великой княгини Елены Павловны организовал музыкальное учебное заведение бесплатное для всех. На курсы был записан и Петр Ильич Чайковский. В ту пору он еще не был уверен в том, что музыка — его будущее, но выбрал для изучения теорию композиции и параллельно начал осваивать орган и флейту. Однажды Антон Рубинштейн попросил молодого человека остаться после занятий. Он заявил Чайковскому, что тот обладает несомненным талантом, но посоветовал взяться за учебу всерьез, ибо даровитому человеку не подобает заниматься музыкой кое-как. После открытия консерватории Петр Ильич стал не только ее студентом, но и одним из первых стипендиатов.