Джироламо Фрескобальди
13 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Существуют исторические свидетельства того, что первый чертеж Московского государства пытались составить еще по указанию царя Ивана Грозного. Однако настоящие, серьезные геодезические работы начались лишь во времена Петра I. 13 сентября 1745 года вышел в свет результат двадцатилетнего труда русских картографов, названный «Атлас российский». Исследователи склонны признать эту книгу первым атласом империи. Согласно титульному листу, он представлял страну и приграничные земли «по правилам географическим и новейшим обсервациям». Впервые карты России были собраны в логически связанное издание и имели единое оформление.
В середине XV века флорентийские торговцы шерстью взялись финансировать оформление соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре. Среди элементов внешнего декора должна была найти свое место масштабная скульптура ветхозаветного царя Давида. Из мраморных копей тосканского города Каррара была привезена огромная глыба. Около сорока лет у признанных ваятелей ушло на то, чтобы у героя едва проявились ноги. Спас ситуацию молодой, амбициозный скульптор Микеланджело Буонаротти. Ему тогда едва исполнилось 26 лет. 13 сентября 1501 года он приступил к извлечению из бесформенного камня идеального человеческого тела. Работа длилась всего два года и четыре месяца. Обнаженный Давид, готовящийся к схватке с Голиафом, получился высотой чуть более пяти метров и весил более 6 тонн.
13 сентября 1583 года в городке Феррара родился композитор Джироламо Фрескобальди. Его причисляют к числу выдающихся представителей раннего барокко и называют основоположником итальянской органной и клавирной школы. Ранние годы он провел на службе герцога Альфонсо II д’Эсте — покровителя искусств и прославленного меломана: он содержал женский вокальный ансамбль и, говорят, слушал музыку не менее 4 часов в день. Первые сочинения придворного музыканта увидели свет в Милане, когда Фрескобальди исполнилось 25 лет. Он оставил после себя внушительное творческое наследие. Многие его инструментальные и вокальные сочинения были предназначены для богослужений, ведь основную часть жизни он занимал престижнейшую должность органиста римского Собора Святого Петра.