Александр Мосолов
11 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
11 августа 1773 года грамотный казак Иван Почиталин составил первый манифест императора Петра III. В роли русского самодержца выступал не знавший грамоты уроженец донской станицы Зимовейская Емельян Пугачёв. Самозванец призывал окружавших его казаков, калмыков и татар поднять оружие против дворян и обещал сделать первым сословием в своем государстве «яицкое казачество». Пугачевский манифест был зачитан в сентябре и вызвал всеобщее одобрение. Вокруг нового царя собралось первое, трехтысячное, войско. Так начиналось восстание, которое императрица Екатерина II нарекла «ужасом XVIII столетия». Александр Сергеевич Пушкин посвятил смутьяну монографию «История Пугачёва» и сделал его одним из ключевых персонажей романа «Капитанская дочка». В годы Великой Отечественной войны ленинградский Театр оперы и балета имени Кирова поставил в эвакуации оперу Мариана Коваля «Емельян Пугачёв» в 5 действиях. Окончание жизни героя и бунтаря Родион Щедрин отразил в симфонической поэме «Казнь Пугачёва».
11 августа 1973 года, в 19 часов 30 минут, в Советском Союзе практически опустел общественный транспорт и исчезли очереди в магазинах. По Центральному телевидению начался показ телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». Замысел книги о разведчике, внедренном в высшие нацистские структуры, родился в КГБ. Его воплотил писатель Юлиан Семёнов. Создание фильма курировал руководитель советской госбезопасности Юрий Андропов. Картина Татьяны Лиозновой имела оглушительный успех. Впервые в истории СССР актер, воплотивший на экране фашистского офицера, был удостоен государственной награды. Им стал Леонид Броневой, сыгравший шефа гестапо Мюллера.
11 августа 1900 года в Киеве родился композитор-авангардист и экспериментатор Александр Мосолов. Его импульсивность и неуемная энергия были вполне созвучны контексту бурного времени и воплощали бунтарский дух эпохи. Особый стиль Мосолова сформировался еще в Московской консерватории, где он учился композиции, гармонии и контрапункту у Рэйнгольда Глиэра. На 20-е годы пришлись его первые эксперименты на поприще музыкального конструктивизма. Названия его сочинений весьма красноречивы: симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» и вокальный цикл «Четыре газетных объявления из «Известий ВЦИКа». Десятилетие спустя творчество Александра Мосолова признали «чуждым советской действительности». Композитор был репрессирован, а после освобождения радикально изменил творческую стилистику: его язык стал проще, а фольклорная составляющая — ярче. Тем временем советская академическая музыка предпочла обходиться без упоминания Александра Мосолова. Многие из его произведений оказались попросту утрачены. Лишь в последние годы, в известной степени благодаря радио «Орфей», интерес к этой чрезвычайно неординарной творческой личности начинает возрождаться.