«Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича
9 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии в блокадном Ленинграде прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича. Исполнение поручили Большому симфоническому оркестру Радиокомитета. Репетиции начали еще зимой, но их пришлось свернуть — к весне играть могли только 15 ослабевших музыкантов. Им в помощь с фронта отозвали коллег из военных оркестров. Партитуру симфонии доставили самолетом. Накануне премьеры исполнители искали по голодному городу свежую картофелину. Она была нужна для того, чтобы накрахмалить манишку дирижера Карла Элиасберга. На время исполнения Ленинградской симфонии советские войска получили приказ: «Пока идет концерт, враг должен молчать». Приказ был выполнен.
В этот день в 1173 года на Кафедральной площади итальянского города Пиза был заложен первый камень в основание колокольни собора Санта-Мария Ассунта. Автором проекта считают Боннано Пизано и ему, как правило, предъявляют основные претензии. После того, как сложили первые 11 метров, выяснилось, что сооружение отклонилось от вертикальной оси на 4 сантиметра. Работы то приостанавливали, то возобновляли: за 164 года строительства смещение Пизанской башни составило 92 сантиметра. В наше время 58-метровая 11-ярусная колокольня продолжает стоять, хотя и отклонилась в сторону уже на 5 метров.
Летом 1705 года в Астрахани циркулировали отчаянные слухи демографического характера. На улицах и базарах судачили о том, что вскоре выйдет Указ государя Петра Алексеевича, по которому в течение семи лет астраханских девушек нельзя будет выдавать замуж за местных парней. И будто бы браки теперь будут заключать только с немцами, которых для этого пришлют из Казани. Напуганная молодежь решила жениться впрок и 9 августа было сыграно одновременно 100 свадеб. После глобального застолья разогретые выпивкой гости — а было их в избытке — учинили резню иностранцев. Немногим позже на этом фоне разгорелось всенародное «Астраханское восстание».
«Творение это принесло искусству живописи столько помощи и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении стольких столетий пребывавший во тьме». Так охарактеризовал итальянский художник Джорджо Вазари «Сикстинскую капеллу». Она создавалась в Ватикане как домовая церковь по заказу Папы римского Сикста IV. К созданию этой, внешне весьма скромной, часовни понтифик смог привлечь лучших живописцев. Помогли не только финансовые возможности церкви, но и хорошие отношения с Лоренцо Медичи. Именно он направил в Рим из Флоренции Перуджино, Ботичелли и Пентуриккио. Над потолочными фресками работал Микеланджело. Также принял участие в оформлении и Рафаэль. Торжества по поводу открытия «Сикстинской капеллы» состоялись 9 августа 1483 года. Первую мессу Сикст IV служил уже неделю спустя в сопровождении мужского хора, который существует и по сей день под названием «Папская капелла». Его признают одним из самых значимых профессиональных коллективов католической церкви. В его нынешнем репертуаре не только духовная музыка эпохи Возрождения, но и сочинения современных авторов.