Мария Ермолова
15 июля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
15 июля 1830 года указом короля Фердинанда Седьмого была учреждена старейшая консерватория Испании, Мадридская. Первоначально учебное заведение находилось под покровительством жены монарха, принцессы Марии Кристины Неаполитанской и Сицилийской. Она была большой поклонницей музыки, сама пела и играла на арфе. Первое время «Королевская Музыкальная и декламационая консерватория» работала в режиме острой финансовой нестабильности: в приоритетах у испанского двора были военные расходы. Вдобавок в руководстве преобладали государственные чиновники, к музыке имевшие весьма любительское отношение. Процесс стабилизировался через двадцать лет, после того как учебное заведение переехало в здание только что построенного Королевского театра. Преподавание было разделено на начальный курс и курс высшего мастерства. В начале 20 века Консерваторию возглавил прославленный испанский композитор Томас Бретон. С его именем связывают совершенствование испанской системы музыкального образования. Среди самых известных выпускников мадридской Королевской консерватории — Мануэль де Фалья, Хоакин Турина и Антон Гарсиа Абриль.
В этот день в 1783 году французский артиллерийский офицер, инженер-самоучка маркиз Клод де Жоффруа д’Аббан испытал на реке Соне близ Лиона первый в истории пароход. Тогда его называли «пироскаф». Одноцилиндровая паровая машина вращала два гребных колеса, расположенные по бортам. Толпа зевак восторженно приветствовала новое средство передвижения. За 15 минут корабль прошел против течения 365 метров, после чего двигатель безоговорочно вышел из строя. Конструктору не удалось найти дальнейшее финансирование и от продолжения экспериментов маркиз отказался. Регулярные пароходные рейсы в Европе начались спустя тридцать три года, в 1816 году.
Длинное черное платье, прямая спина, величавая осанка, лицо, полное достоинства. Таков ее хрестоматийный образ, принадлежащий кисти Валентина Серова. 15 июля 1853 года в Москве родилась Мария Ермолова. Ей прочили будущее второстепенной балерины. Но стала она, по определению Константина Сергеевича Станиславского, актрисой, «величайшей из виденных» им. Ее детство прошло за кулисами Малого театра. Однажды ей довелось заменить на премьере заболевшую приму. Семнадцатилетнюю дебютантку вызывали на бис 12 раз. Вскоре Ермолову уже начал заботить ее репертуар. В дневнике она записала: «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я все еще ничего не делаю». Постепенно водевильные роли сменились глубокими драматическими воплощениями. Владимир Немирович-Данченко вспоминал актрису такой: «Ее строгое отношение к себе восходит к тем традициям, которыми всегда жили в Малом театре, — высокой требовательности к себе и к своей работе». Всего за карьеру Мария Ермолова сыграла более 200 ролей. Ее творческое 50-летие торжественно отметили на сцене Малого Театра в 1921 году.