Царское село
13 июня 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
13 июня 1955 года в советской Якутии было открыто крупнейшее месторождение алмазов. Кимберлитовая трубка «Мир» подарила СССР алмазную независимость. На подготовку добычи ушло два года, а в начале 60-х годов «Мир» уже давал стране 2 килограмма алмазов. В драгоценных недрах страны был найден и крупнейший российский драгоценный камень. Он весил 342 с половиной карата — это более 68 граммов. В годы открытой разработки карьер углубился до пятисот двадцати пяти метров. Считается, что за это время на месторождении «Мир» было добыто алмазов на 17 миллиардов долларов.
Поместье «Сарская мыза», расположенное неподалеку от Санкт-Петербурга, стало подарком Петра I его возлюбленной — Марте Скавронской. Уже в статусе императрицы Екатерины Алексеевны она распорядилась основать здесь Царское Село. Что и было сделано в этот день в 1710 году. 13 лет спустя был воздвигнут первый каменный дворец, а активное строительство с участием архитектора Бартоломео Растрелли развернулось уже в середине XVIII века при Елизавете Петровне. Эта загородная резиденция всегда была мила русским царям. Сюда проложили первую в России железную дорогу, здесь началась телефонизация страны, а также Царское Село стало первым в Европе полностью электрифицированным городом.
13 июня 1825 года американец Уолтер Хант запатентовал безопасную булавку. Этот нью-йоркский механик страдал безденежьем и острая финансовая необходимость заставила его набросать эскиз проволочной застежки. Она содержала кольцевую пружинку и пластинчатый замочек. Право на изобретение было продано за 400 долларов — по современным меркам, около 10 тысяч. Патентное право в те годы не было всемирным, и вскоре у безопасной булавки появился свой автор и в Англии — Чарльз Роули. Историки галантереи предполагают, что в Россию этот полезный аксессуар пришел именно с Британских островов, что вполне объясняет сохранившееся до сих пор название «английская булавка».
Сначала это была небольшая пьеса для рояля с оркестром. Ее автор — молодой композитор Игорь Стравинский вспоминал: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр». Музыкальное чутье и предпринимательский талант Сергея Дягилева подсказали идею сделать из пьесы балет. За либретто с энтузиазмом взялся Александр Бенуа и он же придумал костюмы и декорации. 13 июня 1911 года «русские потешные сцены в четырех картинах» были впервые представлены публике в программе «Русских сезонов». Французский бомонд, присутствовавший в тот вечер в парижском театре Шатле, балет Игоря Стравинского «Петрушка» принял с восторгом.