Премьера «Весны священной»
29 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
29 мая 1606 года Русь обрела нового царя. Спустя два дня после убийства Лжедмитрия I, бурлящая на Красной Площади толпа извергла из своих недр имя Василя Шуйского. Считается, что эту кандидатуру в народные уста вложила группа жадных до власти бояр. В ответ новый царь пошел на беспрецедентный в истории русской монархии шаг. Он составил крестоцеловальную запись, в которой ограничивал самого себя в правах. Шуйский обязался казнить, лишать имущества и вотчин лишь по приговору боярского суда. Зависимость от окружения слабому царю постоянно ставили в вину. После четырех лет восстаний, войн и интриг Василий Шуйский был свергнут и насильственно пострижен в монахи. Этому русскому царю Александр Сергеевич Пушкин определил важнейшее место в своих размышлениях на тему власти и человека. Трагедию «Борис Годунов», в которой Василий Шуйский стал одним из главных персонажей, Модест Мусоргский положил в основу одноименной оперы.
В этот день в 1860 году, за 38 лет до смерти, купец и меценат Павел Третьяков составил завещание. Один из его параграфов сопровождали следующие слова: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». Коллекцию картин, которую Третьяков начал собирать четыре года назад, он уже тогда решил оставить родному городу. И к посмертному дару обязался добавить 150 тысяч рублей серебром на обустройство картинной галереи. Юридическая ошибка поставила под сомнение законность завещания Третьякова. Но Москве повезло. После вмешательства императора Николая II город вступил во владение «Третьяковской галереей». А еще в том завещании знатный российский предприниматель распорядился употребить 8 тысяч 186 рублей на выдачу замуж бедных невест, но непременно «за добропорядочных людей».
29 мая 1913 года в парижском «Театре Елисейских полей» в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная». Около полугода танцовщик Вацлав Нижинский готовил постановку, а художник Николай Рерих работал над костюмами, декорациями и вместе с композитором сочинял либретто. В балете нашел отражение языческий ритуал: мудрые старцы наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны. Большая часть французской публики оказалась не в состоянии смириться с музыкальными и танцевальными новациями. Спектакль обернулся публичным скандалом: за бранью и свистом артисты не слышали оркестр. Признание к великому сочинению Стравинского пришло лишь через несколько лет. А современная музыкальная критика причисляет «Весну священную» к числу главных балетов 20 века.